Рецензия на книгу
Под сетью
Айрис Мёрдок
Аноним8 декабря 2018 г.Честертон в юбке
Сложно сказать, в какой момент романы Айрис Мердок стали хуже, чем предыдущие. Откровенно говоря, ее дебютные творения меня мало впечатлили, но со временем британская писательница раскочегарилась, да так, что достигла пика формы в 1973 году, выпустив роман "Черный принц".
И вот с удивлением узнаю, что в свое время Мердок стартовала именно с романа "Под сетью". А ведь в нем уже наиболее полно отражены недостатки ее поздних романов. Значит, яблоко изначально было червивым, делаю я вывод. Но как блестяще ей удалось избавиться от многословия и неубедительных сюжетных линий в лучших образцах собственной прозы! Как не уважать автора, прыгнувшего выше головы. А ведь в романах вроде "Колокола", "Черной розы" и "Святой и греховной машины любви" Мердок полностью изжила родовые недостатки своего стиля.
"Под сетью" - вещь несуразная, сдобренная немалой долей мрачного юмора, а в общем и целом, очень напоминает мне романы Честертона с их добродушными эксцентричными героями, перемещающимися по такому милому и знакомому Лондону. Так и здесь: имеется набор друзей-чудаков, связанных между собой сложными взаимоотношениями. Главный герой - писатель и переводчик Джеймс Донагью - не то чтобы вызывает у читателя симпатию. Он труслив, себялюбив, не прочь пожить за счет женщин, но ни к кому, в сущности, не привязан. Он способен предать друга ради проблеска обещания славы в далеком будущем и не чурается воровства. Но именно такой герой-авантюрист необходим писательнице, которая обожает гротескные ситуации вроде запирания персонажей в квартире, откуда нет выхода (похожий ход я встречала уже в одном из ее романов).
За похождениями Донагью следить умеренно интересно, вот разве что новизны в этом нет никакой, если вы уже знакомы с творчеством Мердок (а я знакома, и неплохо). Вовсе не удивляют, а скорее утомляют метания героя, который принимает решение, в котором через десять минут уже раскаивается, чтобы броситься в противоположную сторону. Любовная интрига не доведена до ума, но протагонисты Мердок в принципе лишены того, что принято называть "страстной натурой" (несколько исключений, вроде героев книг "Черный принц" и "Море, море", только подтверждают этот незыблемый закон). В общем, эта история - скорее зарисовка из жизни лондонского неудачника, который постепенно распутывает клубок отношений, в центр которого его поместила судьба (или всемогущий автор - выбирайте формулировку по вкусу).
Меня же история не захватила и разве что заставила пару раз улыбнуться. Никого не жалко, никого. А без этой эмоции, восходящей к стерновскому скворцу, невозможно проникнуть в ткань повествования и впустить героев в душу.
Впрочем, для рассказчика историй этот роман - сильная заявка. Я бы не погнала Мердок с порога издательства, если бы мне выпало решать судьбу этой книги. Это очень неглубокая, но бойко написанная вещь. Оценим же труд человека, так много вложившего в запись своей странной, но милой фантазии.
441,7K