Рецензия на книгу
Antifragile: Things That Gain from Disorder
Nassim Nicholas Taleb
Аноним7 декабря 2018 г.«Антихрупкость» Нассима Талеба
«Антихрупкость» представляет собой исследование неопределенности, вероятности, удачи, человеческих ошибок, риска и принятия решений в мире, который мы не понимаем. Это своего рода логическое продолжение популярнейшей книги Нассима Талеба «Черный лебедь», выпущенной в 2007 году и его предыдущей книги «Обманутый случайностью».
В этих и других работах он утверждал, что «черные лебеди» – большие невероятные и значимые события, такие как Первая мировая война или бум Интернета – не предсказуемы. Несмотря на склонность людей к рациональным причинно-следственным закономерностям и их стремление навязывать миру нарративы, он заметил, что невозможно рассчитать риски событий «черного лебедя» или предсказать их появление. В «Черном лебеде» Талеб показал нам, что очень маловероятные и непредсказуемые события лежат в основе почти всего, что касается нашего мира.
Талеб говорит о том, что в современном мире эффекты «черного лебедя» неизбежно возрастают в результате глобализации, растущей сложности взаимозависимостей между процессами, и стремлением к повышению эффективности, которая заставляет людей плыть слишком близко по ветру. Так как же бороться с опасностями, порождаемыми этим распространением неопределенности и волатильности?
Несмотря на то, что хрупкие вещи ломаются под стрессом, по словам Талеба, есть целый класс других вещей, которые не просто противостоят стрессу, а фактически растут или иным образом усиливаются от непредвиденных и других нежелательных стимулов. По словам Талеба, лишенные жизненных стрессоров системы не обязательно хороши и могут быть легко разрушенными. Так же, как человеческие кости становятся сильнее, когда подвергаются стрессу и напряженности, а слухи или беспорядки усиливаются, когда кто-то пытается их подавить, многие вещи в жизни выигрывают от стресса, беспорядка и волатильности.
Основная идея книги проста – Талеб делит мир и все, что в нем существует (люди, вещи, учреждения, образ жизни) на три категории: хрупкий, прочный и антихрупкий. То, что Талеб определил и назвал «антихрупкостью», – это категория вещей, которая не только выигрывает от хаоса, но и нуждается в ней, чтобы выжить и процветать.
Более технически, Талеб определяет антихрупкость как нелинейный ответ на стресс или как в некоторой степени на положительную чувствительность к увеличению изменчивости, стресса, дисперсии результатов или неопределенности. Аналогичным образом хрупкость определяется как линейная чувствительность к стрессорам, что приводит к отрицательной реакции на увеличение летучести, хрупкости и беспорядка. Связь между хрупкостью, нелинейностью и чувствительностью к беспорядку является математической, полученной исходя из теоретических предположений, а не основанной на эмпирическом анализе данных или каком-либо историческом исследовании. По мере продвижения по книге Талеб показывает, как хрупкость обнаруживается, измеряется и трансформируется.
Талеб видит вещи разной степени антихрупкости повсюду: от голодания, мифологии и городского планирования до экономических, технологических, культурных и биологических систем. При этом, экономические, политические или медицинские системы, которые уязвимы к внезапному краху – как правило, управляются высокообразованными людьми, которые считают, что знают, как работают эти системы. Но их уверенность в контроле иллюзорна, их действия вредят, а не помогают. Напротив, Талеб рассматривает децентрализованные системы – предпринимательский бизнес, а не бюрократизированную корпорацию; местное, а не центральное правительство – как более адаптируемые к системным стрессам.
Вы хрупки, если избегаете беспорядков и сбоев, опасаясь хаоса, который они могут совершить в вашей жизни: вы считаете, что находитесь в безопасности, но на самом деле вы становитесь уязвимы перед шоками. Вы прочны, если вы можете противостоять шокам, не меняя себя. Но если потрясения и сбои делают вас сильнее и прочнее, вы лучше адаптируетесь к каждой новой проблеме, с которой вы сталкиваетесь – вы антихрупки.
Талеб приходит к выводу, что мы все должны быть антихрупкими. Ключом к антихрупкости является то, что Талеб называет «опциональностью». Другими словами, если вы не знаете, что произойдет, убедитесь, что вы предусмотрели все варианты. Но будет ли совет Талеба работать остается не так ясно.
Богатство радикального мышления в этой книге поражает. Только глоссарий предлагает больше идей для размышлений, чем многие другие научно-популярные книги. Тем не менее, «Антихрупкость» далеко не безупречна. Если идея хорошая и аккуратная, то книга, в которой она описана, как раз наоборот. Талеб, похоже, решил не просто объяснить свою идею, но и попытаться продемонстрировать ее.
По мнению Талеба, хрупкость большей части того, что передает «знание», особенно то, которое вырабатывается учеными, – настолько подчинено порядку и полноте, что разваливается при малейшем вздохе. Таким образом, он пошел на преднамеренное расстройство: изложение идеи в книге «Антихрупкость» прыгает от афоризма к анекдоту или техническому анализу, чередуясь с периодическими поощрениями читателя к тому, чтобы он не отставал. Цель, по-видимому, состоит в том, чтобы показать, насколько более интересным может быть аргументирование идеи, если не ставить рамки.
Однако, в этом отношении есть две проблемы. Во-первых, книга очень тяжелая. Все принято связывать со всем остальным, но нет логического завершения мыслей. Талеб презирает простых «теоретиков», но все же стремится создать теорию всего. Таким образом, мы получаем много личных воспоминаний, подкрепленных идеями немногих мыслителей, которых он уважает, и почти все из которых являются его друзьями. Результат является как солипсическим, так и, в конечном счете, удручающим. Чтение этой книги является интеллектуальным эквивалентом необходимости терпеливого ожидания окончания какого-либо монотонного, угнетающего действия.
Другая сложность состоит в том, что слишком многие из содержащихся здесь идей выглядят тонкими и бедными, а не богатыми и гибкими: хрупкими, а не антихрупкими. Довольно часто научные выводы в книге кажутся просто отражением собственных предрассудков автора.
Возьмем только один пример: Талеб считает, что современные государства становятся хрупкими, когда они вступают в международные долговые отношения, и что предпосылкой политической стабильности является жесткий финансовый консерватизм. Тем не менее, избегание долгов делает государства менее хрупкими, чем накапливание долгов. Благосостояние многих сильных государств, таких как Британия или Америка, на протяжении всей их истории зависела от их способности эффективно использовать государственный долг. Эвристика Талеба – «когда у вас нет долгов, вы не заботитесь о своей репутации и только тогда, когда вы не заботитесь о своей репутации, вы являетесь антихрупким», – неубедительны.
Однако, по словам Талеба, книги и их авторы должны быть антихрупкими. Это означает, что следует приветствовать негативные отзывы: критика для книги – это правдивый, необоснованный знак внимания, сигнализирующий, что это не скучно. Он даже приводит на страницах книги плохой отзыв, данный академиком популярному в последнее время автору (обзор Глена Боуэрса на книгу Тома Холланда «В тени меча») в качестве причины для выхода книги.
«Антихрупкость» пытается одновременно быть двумя вещами: философским трактатом и руководством для жизни. Две предыдущие книги Талеба – «Обманутый случайностью» и «Черный лебедь» – привлекли внимание потому, что они были более узко сосредоточены на неудачах экономистов и финансовых трейдеров, давали объяснение игре, в которой они находились. К слову, их огромный успех, казалось бы, был частично вызван в связи с повышением актуальности исследуемой темы на фоне финансового краха 2007-2008 годов. Но теперь, Талеб хочет очертить эти более ранние тома как несколько меньшие версии его большой идеи. Он предлагает окончательное решение как получить выгоду от беспорядка и хаоса, защищаясь от хрупкости и побочных эффектов – поскольку хаос порождает сложность, сложность порождает гиперрационализм, ведущий к лучшему принятию решений и приобретению антихрупкости.
Талеб, который работал трейдером деривативов и финансовым аналитиком, и который имеет звание выдающегося профессора рискового менеджмента в Политехническом институте Нью-Йоркского университета, пишет с большой уверенностью и энергией. Его провокационные теории побуждают нас смотреть на мир заново. Он напоминает нам о безграничности просвещения и побуждает нас думать о том, почему малый может быть менее хрупким, чем большой. «Антихрупкость» обеспечивает всеобъемлющую рациональную основу для максимализма Ницше: «Что не убивает меня, меня сильнее», что является сущностью «антихрупкого» мировоззрения. Послание Талеба является революционным, антихрупким, и только антихрупкий придет к его пониманию.31,2K