Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Неточка Незванова

Ф. М. Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним6 декабря 2018 г.

    Достоевский - хороший утешитель в горе, бальзам на душу. Его произведения приободряют в тяжелые времена. Если же его, равно, как и Гессе, читать в хорошем настроении, в счастливый период жизни - он угнетает и расстраивает.

    "Неточка Незванова" - повесть о таланте и жалости.
    Ефимов - мужчина средних лет, по словам окружающих людей весьма одаренный человек, но все деньги спускает в кабаке и не готов вкладывать их в собственное развитие для повышения квалификации. Настоящий баловень судьбы в этой повести. Пропащий человек, алкоголик, который делает жизнь родных невыносимой. Это произведение пример того, что женщина выходя за мужчину должна думать о семье, счастье будущих детей, как и чем кормить, а не разбазаривать деньги, полученные от наследства мужу для пьянки. С одной стороны ее жаль, она взвалила на себя неподъемную ношу - добывать пропитание, при том, что сама больна и несчастна, а с другой стороны, ведь она сама выбрала этого мужчину, хотя видела все его недостатки. Алкоголизм - неизлечим. Домочадцы ничем не могут помочь и просто нужно уходить. Тем более, что у нее есть дочь, Неточка, и какой пример она подает подрастающей дочери: терпеть все унижения, побои и пьянство? Ефимов приучил Неточку воровать у матери деньги, которые та копила. Это все грустно читать. Ефимов всегда напивается, а Неточка с матерью живут впроголодь и ходят в лохмотьях. Правда жизни. Ефимов ненавидел жену из-за собственной вины и стыда перед ней, что обрек ее на такую жизнь и не помогал ей добывать деньги, а сел на шею. Это явственно проскальзывает, когда он берет деньги у дочери. Он стыдится себя в этот момент, за то, что заставляет ее воровать деньги, но не может по-другому и ему нужно напиться.

    К середине повести становится тяжело читать. Жена Ефимова умирает и он остается с дочкой. Ужасается этому, убегает и через два дня умирает. Знаковое событие. Мечтал о смерти жены, думал музыкой займется, но понял, что убегал от самого себя и на самом деле он - бездарь.
    Неточку берут в дом князя, где княжна (его дочка) сдруживается с ней, задирает и прочее. Тут Достоевский переигрывает, изображая Неточку пугливой и плачущей несколько месяцев кряду и все ее жалеют. Достоевский никогда не пишет о более ужасающих вещах, а ходит вокруг да около. Бедность, сирота, пьянство, психические болезни (которые полностью оправдывают главных героев, а безволие же он всегда им прощает), убийство и "высший свет" (богатство и мир интеллектуальных людей). Видно, с каким наслаждением Достоевский пишет о душевных муках девочки и доме князя. Описания более красочные, связные и гармоничны, хотя в начале повести они были сумбурными и нервными, я бы даже назвала их, невротическими. Первая часть - самая тягостная. Поразительнее всего, что девочка не стала служанкой, а воспитывали, как родную дочь и училась французскому языку. Это неправдоподобно. Более всего удивили какие-то чувства между двумя девочками. Зачем все это в повести? Непонятно. Видимо, больная фантазия Достоевского. Девочка называет это "романом".


    – Да за что ж ты меня все любить не хотела?

    – Так… да что я говорю! ведь я тебя все любила! все любила! Уж потом и терпеть не могла; думаю, зацелую я ее когда-нибудь или исщиплю всю до смерти. Вот тебе, глупенькая ты этакая!

    И княжна ущипнула меня.

    – А помнишь, я тебе башмак подвязывала?

    – Помню.

    – Помню; хорошо тебе было? Смотрю я на тебя: экая милочка, думаю: дай я ей башмак подвяжу, что она будет думать! Да так мне самой хорошо стало. И ведь, право, хотела поцеловаться с тобою… да и не поцеловала. А потом так смешно стало, так смешно! И всю дорогу, как гуляли вместе, так вот вдруг и хочу захохотать. На тебя смотреть не могу, так смешно. А ведь как я рада была, что ты за меня в темницу пошла!

    Пустая комната называлась «темницей».

    – А ты струсила?

    – Ужас как струсила.

    – Да не тому еще рада, что ты на себя сказала, а рада тому была, что ты за меня посидишь! Думаю: плачет она теперь, а я-то ее как люблю! Завтра буду ее так целовать, так целовать! И ведь не жалко, ей-богу, не жалко было тебя, хоть я и поплакала.

    – А я-то вот и не плакала, нарочно рада была.

    – Не плакала? ах ты злая! – закричала княжна, всасываясь в меня своими губками.

    – Катя, Катя! Боже мой, какая ты хорошенькая!

    – Не правда ли? Ну, теперь что хочешь со мной, то и делай! Тирань меня, щипли меня! Пожалуйста, ущипни меня! Голубчик мой, ущипни!

    – Шалунья!

    – Ну, еще что?

    – Дурочка…

    – А еще?

    – А еще поцелуй меня.

    И мы целовались, плакали, хохотали; у нас губы распухли от поцелуев.

    – Неточка! во-первых, ты всегда будешь ко мне спать приходить. Ты целоваться любишь? И целоваться будем. Потом я не хочу, чтоб ты была такая скучная. Отчего тебе скучно было? Ты мне расскажешь, а?

    – Все расскажу; но мне теперь не скучно, а весело!

    – Нет, уж будут у тебя румяные щеки, как у меня! Ах, кабы завтра поскорей пришло!



    Мы пугались, когда кто-нибудь входил. Мы боялись, чтоб нас не застали, когда мы целуемся. А целовались мы в этот день по крайней мере сто раз. Так прошел этот день и следующий. Я боялась умереть от восторга, задыхалась от счастья. Но счастье наше продолжалось недолго.

    Девочки разлучены. Далее Неточка жила уже в другой семье. Она начала читать книги, открыла в себе дивный голос (Совершенно бесполезная для нас информация, призвана показать, что девочка - чистейший ангел. Поначалу, я считала, что она станет певицей и продолжит деятельность отца, но увы!). Также нашла в книге любовное письмо, адресованное хозяйке дома, из-за которого оказывается втянута в одну историю.

    Итог:

    Бессвязные события. Скачкообразное повествование. Вся повесть - сплошные зарисовки различных ситуаций из жизни. И также внезапно закончилась повесть. Осталась непонятна мораль всего этого.

    7
    1,1K