Рецензия на книгу
Death's End
Cixin Liu
Аноним6 декабря 2018 г.Первые два тома трилогии «Память о прошлом Земли» были словно пришельцы из прошлого. Казалось, что Цысинь просто взял и выдернул их прямиком из золотой эпохи фантастики. Немного наивные, не всегда твердые в плане научности, не страдающие излишней комплексностью современных космических опер… Благодаря этому, «Задача Трех Тел» и «Темный Лес» воспринимались свежо, а читались легко. А главное, успешно развивали любопытную историю о простых людях, на плечи которых сваливалась забота о судьбе Солнечной системы.
«Вечная жизнь смерти», по сути, делает то же самое, но в несколько большем масштабе. С изрядной долей изощрённости Цысинь несколько раз подряд подводит хрупкую женщину-физика Чэн Синь к невообразимым моральным дилеммам, совсем как Ло Цзи, творца псевдо-триумфа Землян. Который, к слову, единственный персонаж из «Темного Леса», присутствующий при эндшпиле человечества.
Условно третий том делится на две большие части, в первой из которых при участии Чэн Синь завершается война с Трисолярисом. Трагический финал и для людей, и для трисоляриан – первые раскрыли все-таки координаты Солнечной системы, тем самым открыв на себя охоту, а вторые были попросту уничтожены превентивной атакой из глубин космоса, оставив после себя лишь горстку кораблей.
А вторая часть «Жизни» и вовсе похожа приквел, причем события в ней разворачиваются с головокружительной быстротой. Человечество вовсю готовится к неминуемой (как кажется) гибели, строит огромные убежища в тени Юпитера, пытается разработать субсветовой двигатель или вовсе изменить фундаментальные основы физики. И снова вершителем судеб будет являться Чэн Синь.
Книга охватывает огромный временной промежуток, но сюжет постоянно прыгает вперед во времени; важные детали не единожды подаются через небольшие, на первый взгляд ненужные сценки с участием персонажей, которые затем или сгинут, или появятся через очень долгое время. (Хороший пример – чайные церемонии у Томоко, посла Трисоляриса). При таком стиле повествования привязанности к героям взяться неоткуда, но Цысинь, похоже, этого и не добивался. Зато, за счет плотности событий, ему удалось создать нужный уровень эпичности и масштаба, коих несомненно заслуживал финал такой истории, и при этом остаться в рамках своего стиля.
Если не считать рваного ритма и довольно однотипных персонажей, "Вечная жизнь смерти" удалась. И все же... В этот раз стали очень сильно бросаться в глаза инаковость таланта Цысиня и его огромные культурные отличия от типичных европейских и американских писателей. Будто бы одновременно произошли два взаимоисключающих события - "Жизнь" стала в чем-то походить на обычную космооперу, а Лю Цысинь на остальных - по-прежнему нет. Этот диссонанс красной нитью проходит сквозь весь роман и мешает по-настоящему оценить «Вечную жизнь смерти». Естественно, после первых двух книг она обязательна к прочтению; а вот отдельно от них – навряд ли.
6521