Рецензия на книгу
Фантомная память
Франк Тилье
Аноним4 декабря 2018 г.Не припомню
Современный французский детектив «Фантомная память» попал ко мне в руки, совсем не фанату детективного жанра, по велению изменчивой судьбы, в результате проживания игровых будней «Долгой прогулки». Последний тур, за окном декабрь, уже начинают подмигивать первые цепочки новогодних огоньков, а среди того, что можно выбрать призывно манит история про Крампуса. Уместно, любопытно, идеально. И все же я останавливаюсь на «Фантомной памяти» пера нахваливаемого француза, но пока незнакомого мне. Почему? Пожалуй, это останется тайной. В любом хорошем детективе всегда остается места так и не разгаданным тайнам и вопросам, не получившим ответов. И это как раз тот случай.
Если принять во внимание не только жанр, но и основные атрибуты повествования – математика, логика, криминалистика, анатомические подробности, медицина – все то, от чего я вновь оказываюсь довольно далека – то тем громче должны греметь аплодисменты, посвященные Тилье. Ибо я буквально не могла оторваться от закрученного сюжета, словно спираль древнего аммонита, давно вымершего, хранящего в своих формах идеальное «золотое сечение», загадку Вселенной. В чем загадка книги Тилье? Что заставляло меня буквально лететь по страницам? На мой вкус, язык у этого автора неплох, но не великолепен. В чем фокус, чем цепляет Тилье?
Персонажи яркие, это безусловный плюс, раскрывающиеся бутонами к концу повестования – от одних начинает непотребно смердеть, другие же привлекают к себе ароматом проникновения их образами. Завязка романа оригинальна. Подробности и детали продуманы, выписаны тщательно и довольно убедительно, по крайней мере, не для специалиста. И этого оказывается достаточно, чтобы попасться на крючок.
Есть много нетипичностей, которые делают роман уникальным и довольно свежим. Главная героиня-полицейская скрывает какую-то страшную, постыдную и явно омерзительную тайну в своем прошлом. Один из офицеров имеет отклонения в психике. Центральная фигура детектива и жертва маньяка страдает «обратной амнезией», потерей сиюминутной памяти каждые четыре минуты – ни лица преступника, ни подробностей происшествия мы не получим сходу, зато она гениальный математик и игра контрастов вступает в игру. Сам маньяк сначала раздваивается, потом расстраивается, бьется на осколки, расплывается пятном, дурит нам голову как образцовый непредсказуемый психопат. Мы начинаем подозревать всех и каждого, в панике тыкать пальцем то на одного, то на другого, мы теряем нить, чтобы вновь ухватить ее в самом неожиданном месте. И все это вкупе, если не блестяще, то, как минимум, незаурядно и уж точно жутко увлекательно.
Нестандартный подход здесь также кроется в том, что для меня отсутствовал нуар, не было нарочитой мрачности, несмотря на бесконечно хлещущий дождь, не было гротескных набивших оскомину персонажей. Весь мрак, весь гротеск, доведенный до абсурда, весь ужас и страх сконцентрирован на попытке представить себя на месте Манон Муане, страдающей в следствии полученной травмы, поражением памяти. Она не способна запомнить простейшие вещи без многократного повторения. Она не помнит о смерти матери. Она не может сама вспомнить, поела ли и какой сейчас день. Она не вспомнит, с чего начался этот абзац, когда дойдет до его конца. Математический гений, волевой человек, прекрасная женщина обречена на вечную тюрьму в самой себе, в заложниках у своего мозга, с костылями бумажек, органайзеров, блокнотов, тетрадок, аудиозаписей, фотографий… Причине ей боль и она не вспомнит об этом. И вас не вспомнит. Месье Тилье знает толк в страшных вещах.
Абсолютно уязвимая фигура в грязном мире, на прицеле убийцы, не в состоянии помочь самой себе. Или все же в состоянии? И не разыгрывает ли она спектакль перед всеми? И как встреча с ней повлияет на молодую полицейскую Люси Энебель, вечно зажатую между семейным долгом и страстью к работе, увязающую в противоестественной тяге к самым жутким деталям своих рабочих будней, утопающую в своей собственной тайне, в своем прошлом. Что лучше – иметь прекрасную память или уметь забывать все худшее? Рождаться каждый день заново или иметь мужество нести свой груз и отказаться от ноши в любой момент? Быть свободным в выборе или от выбора?
Есть желание ознакомиться теперь и с другими произведениями автора, а разве может быть лучше похвала для писателя? Не припомню другой.
7625