Рецензия на книгу
Двенадцать рассказов-странников
Габриэль Гарсиа Маркес
Аноним4 декабря 2018 г.Вот вообще неоднозначный сборник. Какие-то рассказы шикарны, какие-то я вообще не могу понять, зачем написаны, и что вообще из себя представляют. Допрежь читала у Маркеса «Хронику объявленной смерти» и «О любви и прочих бесах» — оба произведения в высшей степени газетно-очерковые, поэтому нельзя сказать, что меня сбила с толку форма в этом сборнике. Прочти я у Маркеса больше книг, вообще взялась бы утверждать, что иначе, в другом стиле, он писать не умел (и подозреваю, что так).
О шикарных рассказах. Это первый — «Счастливого пути, господин президент» — потому что здесь показана удивительная трансформация отношения к президенту жены водителя, страшный «Я пришла только позвонить по телефону» — о том, как женщина случайно попала в сумасшедший дом и провела там остаток жизни, совершенно замечательный «Мария дус Празериш» — потому что до конца мистическое остаётся выдержанным и накаляется постепенно (чего нельзя сказать о резком, будто неумелом, вбросе в «Августовских страхах», и грубоватом описании героиней своей собственной далёкой смерти, по ошибке принятой за смерть брата, в начале «Я нанимаюсь видеть сны» — учитывая нелинейность повествования, где вступлением идёт рассказ о сейчас, и лишь затем рассказчик погружается в «а вот тогда…» — одна и та же фраза, одна и та же её конструкция просто бросаются в глаза и портят всю изящность повествования. А ведь был бы интересный рассказ). Прекрасный, но на грани с умопомрачением (вот истинный сюр в литературе, а вы говорите!..) — «Свет — всё равно что вода». Ничего подобного не читала, или не могу вспомнить, но это нечто.
А всё остальное — от средних к вовсе ни о чём. Очень предсказуемый «След твоей крови на снегу», уже с начала было ясно, чем кончится. Хорошо в нём разве что описание одинокости латиноамериканца в чужом городе, но и только. Да, в «Трамонтане», «Святой» и в «Счастливом лете сеньоры Форбес» сюжет есть, гм, ну, обрывок сюжета, но не цепляют. Что случилось с сеньорой Форбес, я вообще не поняла, так криво там это описано. Папашу умершей девочки и его зацикленность на «увидеть папу» я тоже не могу понять. Совершенно выбесили меня «17 отравленных англичан» — вот не могу я ни понять, ни сочувствовать клуше, выбравшейся за пределы своей деревни на склоне лет «чтобы увидеть папу», и жутко от этого страдающей, и пугающейся каждого шороха. При всей моей терпимости — тьфу на такую непоследовательность и алогичность. «Самолёт спящей красавицы» — ни-о-чём. Таких мимолётных встреч у каждого случались десятки. Ни сюжета, ни чего.
Очень надеюсь, что когда я доберусь до самых известных романов Маркеса, так, как этот сборник, они меня не разочаруют.
9715