Рецензия на книгу
Снежная смерть
Брижит Обер
Raija4 декабря 2018 г.История мухи цеце
Невесело и нестрашно... что же в сухом остатке?
Я боюсь (это такое риторическое выражение, особенно в котексте произведения, о котором пойдет речь), что книга Брижит Обер - тот самый случай, когда "жанр" имеет значение. Есть и гурманы, любящие несочетаемое - кислое с соленым или мясо под поп-корн. Скрестить ужа с ежом занятие любопытное по первости, но когда на нормальную единицу продукции приходится несколько единиц брака, поневоле задумаешься, не бросить ли бесполезные эксперименты? В общем, это я к тому, что жанр "иронический детектив" возник в свое время как смелое предприятие, высмеивающее клише своего старшего, серьезного и в чем-то демонического собрата. Но прошло время... жанр вылинял, уменьшился до средних размеров по больнице, да и выдающиеся мастера обходят чудика стороной. Остаются товарищи, не чуждающиеся трэша - то есть попросту те, кто не прочь подзаработать, выдав на гора забористый текст.
Вот я вроде как обвиняю автора в нечестном стремлении стричь купоны. Право, не знаю, что еще можно противопоставить этой очевидной мотивации. "Снежная смерть" - аж второй роман в цикле (первым была тоже смерть, но "лесная"). Главная протагонистка обеих книг - парализованная и слепая девушка Элиз. В первой книге она блестяще раскрывает интригу с убийством детей (как она это делает? и не спрашивайте). Второй роман - продолжение похождений везучей умнички на коляске. Вся книга представляет собой как бы ее внутренний монолог - ибо разговаривать девушка не может, а общается со внешним миром с помощью блокнота, в котором делает записи единственной рукой, избежавшей паралича.
Элиз пребывает на горнолыжный курорт, где начинают происходить убийства. Некто укокошивает женщин, странно схожих внешне между собой. Элиз проводит время со своей сиделкой Иветт в Горном центре для инвалидов, где собрался настоящий паноптикум - психи и умственно-отсталые. Есть среди них и "нормальные" люди. Но так кажется лишь на первый взгляд...
В какой-то момент книге прискучивает притворяться тем, чем она не является, то есть детективом. Страниц за 150 до финала начинается и страшно долго тянется нудная кровавая баня. Ляпы? Куда без них. Парализованная девушка то и дело то корчит гримасы, то боится, что кто-то о чем-то догадается "по выражению ее лица". В самой острой сцене романа она выпадает из тележки и долго катится по снежному склону, так как враги задумали утопить ее в снегу. Чудом цепляется она за ветку, и в таком положении лежит, пока ее не обнаруживают злодеи. И что бы вы думали? Даже в столь безнадежном положении в руках у Элиз как по волшебству оказывается заветный блокнот, в котором она строчит свои вопросы убийцам, чтобы выиграть время.
Заодно выясняется, что все зацепки и странные совпадения, которые читатель автоматически удерживал в памяти вместе с Элиз, лишены всякого смысла... потому что это не детектив. Потому что вся коллизия была перед ней попросту "разыграна". Только не спрашивайте, почему и зачем. "Иронический детектив", маскирующийся под настоящий, так скоро не готов вам сдать все свои тайные пружинки и логику собственного устройства. Автор таких произведений получает истинное удовольствие, мороча голову читателю. Но не хитроумными поворотами, а запрещенными приемами. Типа: "ты думал, тут происходят убийства, а Элиз - следовательница? Ха-ха, да это просто история мухи цеце, которой приснилась, что она Элиз, которая следовательница!". Я, конечно, огрубляю, но готовьтесь именно к такому (если не по смыслу, то по духу) повороту, если я еще не отбила у вас охоту к чтению данного опуса.
И никакого старого доброго ультра-насилия. Ну, то есть оно присутствует в сюжете - бессмысленное и беспощадное, но стремление высмеивать клише жанра и одновременно нагнетать обстановку плохо сказывается на его репутации: она настолько подмочена, что хлюпать по сюжету приходится сначала в калошах, а после и вовсе в ботфортах, когда градус бреда начинает зашкаливать.
И вот этот зашквар как-то очень утомителен и, к тому же, отдает дешевыми дневными телешоу с подставными участниками и гостями.
Вот такая теле-книгореальность у нас, милые, на дворе.
622,6K