Рецензия на книгу
Владычица Озера
Анджей Сапковский
KahreFuturism2 декабря 2018 г.Что-то заканчивается. Что-то начинается. То, что было и то, что будет размеренным, равномерным пульсом вечности отдаётся в настоящем. Круг замыкается.А. Сапковскому в данной саге удаётся достичь невероятной масштабности в охвате времени и пространства мира, в котором живут герои. С одной стороны, история является герметичной по своей природе, в которой персонажи, появляясь в зачине, оставляют за собой право жить и действовать на протяжении каждой страницы. Эхо их поступков отражается в самых уголках строк и даже слегка выходит на форзац, оставляя призрачные, тусклые пятна и вызывая в памяти неясные образы когда-то живших и когда-то умерших.
В этом мире действует прошлое, каждый раз дающее о себе знать ворохом воспоминаний о сопряжении сфер, живёт настоящее и неясным отблеском далёкой звезды мигает будущее, из которого вещают сновидцы, в котором под пламенем свечи оживают картины и манускрипты прошлого со своими загадками и навеки утерянной правдой. Время рассекает само себя; прошлое, настоящее и будущее движутся каждое по своей спирали бессчётное и бесконечное количество раз, заново рождаясь, заново умирая и рождаясь ещё раз. Все они пересекаются и являются явью, так выглядит бесконечность, так замыкается круг. В этом можно узреть глубокий отпечаток разыгравшегося хаоса, но и хаосу присуща первобытная, пусть и специфическая, гармония.
В этом жёстком и безжалостном мире, напоминающим человечество периода позднего Средневековья и зарождения Ренессанса (а в чём-то и современное), не стоит ждать справедливости, надеяться, что под кривой, хоть и тёплой, улыбкой изогнутой крыши дома можно найти безопасность, а в корчме услышать внятное человеческое слово вместо лязга бранного хохота напившихся пастей. Тому, кто станет против этого тайфуна, гребущего всех под одну волну, словно бог Самайна - под одну косу, нельзя позавидовать. Впрочем, как и тем, кто безвольно вздохнёт перед тем, как примостить голову на щедро орошенную кровью предшественников плаху. Всё заканчивается для каждого чуть раньше или чуть позже. Вопрос другой: за что умирать? И за что жить?
И так автор внимательным оком обводит все слои наслоения и расы, задавая упомянутые вопросы, и каждому даёт возможность высказаться. Словно орёл, летает он среди битв созданных им же персонажей, впитывая ярость и предсмертный ужас воинов, вдыхая запах палёного дерева, а вместе с ним и человеческого мяса, неясным духом врывается в дома крестьян, пухнущих от голода, касается красоты дремучих лесов и шелестящего ветра, волнующего траву, тепла, до которого ещё не добрался холод.
Язык автора выдерживает амплитуду колебания выражения речи разномастных героев - от учёных философов до безмозглых рубак, выводя диалог на одну ступень с авторским описанием, которое в основном предназначено для описания боевых сцен. В них не пропущена ни одна из деталей, с холодной жестокостью, сковывающими горло динамичностью, беспристрастностью и непредсказуемостью описывает их автор, вызывая целую гамму чувств у читателя - от восторга и до парализующего страха. Говоря об описаниях, невозможно упомянуть и о том, как автор говорит о природе, оплетая её нитями метафор, олицетворения, сравнений и эпитетов, формируя её живой, трепещущий образ в воображении.
Впрочем, на этом присутствие автора в тексте заканчивается, оставляя читателя один на один с героями и их восприятием самих себя и других. Более того, А. Сапковский сталкивает разного рода моральные убеждения лбами, да так, что только читатель может сам для себя решить, кто прав и есть ли в чём-то правда. Может быть, правда и ложь являются только порождения субъективизма, а человек - лишь комок инстинктов, сформировавшийся под чередой внешних факторов присущих его времени?
Так, в добротно продуманных и сформированных социальных, политических, экономических, философских, мифологических и религиозных пластах разворачивается история Ведьмака и его предназначения.
Необходимо только помнить, что остриё последнего разит обе стороны.
231,1K