Рецензия на книгу
Граф Монте-Кристо
Александр Дюма
Аноним1 декабря 2018 г.Трудно быть Богом - да и стоит ли?
(рецензия была написана в июле 2018)
Граф Монте-Кристо - на настоящий момент самый объёмный роман, который мне довелось встретить на своём читательском пути. Как ни странно, большинство моих знакомых прочитали его ещё в подростковом возрасте, что меня сильно удивило, так как лет в 15-16 я вряд ли могла бы его понять и интерпретировать. Да и сомнительно, что осилила бы - длинные витьеватые диалоги, где даже слуги излагают свои мысли репликами на несколько страниц, множество персонажей, переплетения судеб. Не зря в некоторых источниках "Граф" заявлен именно как детективный роман. Сюжет несомненно интересен своей запутанностью, хотя, с другой стороны, довольно предсказуем для нынешнего читателя, искушённого обилием книг, фильмов и сериалов, над которыми можно поломать голову. Одни только "переодевания" (упс, спойлер!) Монте-Кристо в других персонажей чего стоят. Хотя, по моему субъективному мнению, ход с "маскарадами" был очень неправдоподобен - ну хоть кто-то ведь должен был узнать его по чертам лица или глазам, в конце то концов! Но оставим этот вопрос - неблагодарное это дело, искать правдоподобность во французских романах.
Меня интересует другой вопрос - вопрос, который поставил эту книгу в моем личном рейтинге на первое место не только по размеру, но и по неоднозначности. Я дочитала роман около недели назад, не планировала писать по нему рецензию, но этим утром проснулась со стойким желанием разложить для себя по полочкам ситуацию, которая сложилась в книге. Главный герой берет на себя роль божества, карает своих обидчиков по их заслугам изощренно и даже (простите мне не совсем уместное слово) красиво. Мстить предателям, но не напрямую, а руководствуясь их темными тайнами, корыстными интересами и недобросовестностью - это действительно очень круто, по другому и не скажешь.
В одной из книг по сценарному мастерству Графа причислили к архетипу так называемых "идолов" - супергероев, которые решают свои проблемные ситуации легко и непринужденно, при этом результат никак не влияет на их личность. Я бы поспорила с этим утверждением после прочтения книги - под супергеройским плащом не раз мелькнул тот самый Эдмон Дантес, особенно в сценах перед дуэлью с Альбером и в сцене встречи графа с Мерседес в Марселе. Именно эти проблески "человечности", именно мучительные рассуждения Дантеса о том, не сильно ли он заигрался в бога на своём долгом и тернистом пути мести являются для меня показателем неоднозначности данного произведения. Несомненно, четверка предателей сломали жизнь юному Дантесу, обрекая того на четырнадцать лет заточения в замке Иф вместо счастливой судьбы, которая могла бы сложиться. Они вполне заслуживали за это той кары, которая обрушилась на них с лёгкой руки Монте-Кристо, но стоила ли игра свеч? Сочетание удивительно тонкого ума и несметного богатства позволили Дантесу составить потрясающий план действий и привести его в не менее потрясающее исполнение. Но в плане обнаружился существенный недостаток - он неизбежно затронул жизни невинных людей, причём глобально. Смерть маленького Эдуарда и родителей бывшей жены Вильфора, горе Мерседес, отчаяние Альбера - все это фатальные последствия мести, которая должна была проучить только четырёх человек. Принцип Монте-Кристо, который перекладывает на сынов ответственность и вину за грехи отцов, ставится им же самим под сомнение, но тогда, когда становится уже слишком поздно, и "колесо", погребающее под собой будущее нескольких семей, уже не остановить.
Таким образом, сюжет произведения цепляет именно своей неоднозначностью, поставленным перед читателем вопросом - а, собственно, стоила ли игра свеч? Стоило ли посвящать столько лет тщательно спланированной мести, которая, несмотря на то, что обидчиков-таки удалось одолеть, унесла невинные жизни?
5951