Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Грозовой Перевал

Эмили Бронте

  • Аватар пользователя
    Аноним30 ноября 2018 г.

    Как-то так вышло, что "Грозовой перевал" я читала в самом что ни на есть романтичном возрасте 16-ти лет. Но, видимо, отсутствие общения с вампиром сделало меня не такой одухотворенной, а потому книга прошла вообще мимо меня и через два года я вспомнила только то, что там всех героев зовут почему-то одинаково и сам черт ногу сломит ху из ху, как говорится. Что ж, время все расставило по своим местам. Хотя я до сих пор считаю себя сущим ребенком по сравнению с героями, у которых уже в 14 лет кровь кипела в жилах и даже в глухой сельской местности они умудрялись устроить себе Санту-Барбару. О, времена, о, нравы. И роман я бы более младшем читателям однозначно не давала, вдруг тоже захотят себе таких вот Хитклифов, а потом будут кругом одни сплошные Изабеллы.

    Сюжет романа знает, наверное, каждый: сколько отсылок в других произведениях, про число экранизаций (даже весьма успешных) я вообще молчу. Если у Шарлотты Бронте книги лёгкие, хотя и грустные, но все-таки невероятно светлые, то произведение Эмили - это просто ураган, с громом и молниями, оставляющий после себя одно сплошное разрушение. Теперь крайне любопытно, что за фрукт такой Энн Бронте.

    Не знаю, почему все говорят, что "Грозовой перевал" - это о любви, когда он - о ненависти, в самых разных её проявлениях. Хитклиф, которого любили и ненавидели одновременно, так что он вырос и сделал так, что кроме жгучей неприязни к нему никто не мог ничего испытывать. Кэтрин, которая обожала причинять близким людям страдания, потому что любила она себя, а в других их боль. Хиндли, который сначала ревновал и очень не любил Хитклифа, а потом превратился в одержимого идеей убить врага. Их дети, которые все до одного выросли покалеченными людьми, потому что впитав ненависть с молоком матери и с кровью отцов нельзя любить чисто и нормально.
    Эмили Бронте устроила какой-то театр абсурда, доведя в каждом из героев пороки и грехи до такой крайности, что перестаешь видеть в них реальных людей. Умом ты понимаешь, что не бывает таких плохих-плохих злодеев и совсем ненормальных дамочек, но сердцем тоже их ненавидишь! И это всё в ханжеские времена викторианской Англии, когда все кругом были просто помешены на благодетели и добре. А тут книга - ода злу и кощунство, где мертвые оживают и не дают покоя живым.

    Книга, несмотря на свою нереальность из-за каких-то невероятно гипертрофированных чувств, бушующих в ней, всё равно пробирается к тебе в самое сердце и задевает все струны твоей души. Мне временами казалось, что я там, на Перевале, смотрю на всех этих чокнутых, где что ни человек, то мечта психотерапевта. Тогда, два года назад я анализировала книгу и даже придиралась к ней: все, мол, неестественно, сами себя придумывают болезни, ну что это такая за лихорадка да горячка? делать им было нечего, вот поработали бы да сразу всю ерунду из головы выкинули; какая там любовь в 15 лет, если вы видели друг друга от силы пару раз? Сейчас даже как-то неловко за столь бытовую оценку исключительно высокой во всех смыслах литературы, которую нужно чувствовать, а не понимать.

    "Грозовой перевал" - это роман намного опережающий свою эпоху. Я даже не уверена, доросли ли до него мы сами.

    11
    1,2K