Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Американская трагедия

Теодор Драйзер

  • Аватар пользователя
    Evlalia11 июня 2011 г.

    Чем отличается роман-карьера американский от романа-карьеры, допустим, французского или даже русского? Американцы считают, что они смогут достичь всего - богатства, славы - так, чтобы не повредить своей нравственности (как пёкся о ней тот же Мартин Иден!) В отличие от высокоморальных американских героев, Клайд Гриффитс - не только трус, но и нарушитель самой главной церковной заповеди - "не убий". Несмотря на своё старание оправдаться перед собой, Бгом и молодым священником, Клайд полностью виновен в убийстве Берты, потому что задумал его, и исполнил (пусть даже не совсем так, как хотел - не столкнул её в воду, а просто не помог. Преступное бездействие, как сказали бы соверменные юристы).
    Но самое - самое главное отличие от всех "карьеристов" - будь то русских, французских, английский, американских - состоит в том, что Клайд вовсе не вынужден был убивать Берту. Если, допустим, Жюльен Сорель соблазнял госпожу де Реналь или Матильду из корыстных интересов, Люсьен Шардон предал Д-Артеза из корыстных интересов, и Бекки Шарп вынуждена была выйти за Кроули, чтобы "продвинуться" - Клайда никто не заставлял соблазнять Роберту, это не приносило ему никаких благ, наоборот - дядя категорически запрещал ему интимные отношения с работницами! Не соверши Клайд этого, не оправданного ничем, кроме похоти, поступка, он вполне мог бы стать мужем Сондры, жить счастливо и богато.
    Ещё одно отличие его от других "карьеристов" - это нежелание раскаяться. Если наш, русский Раскольников, убивший не девушку свою - старушку! - раскаивается, и Жюльен Сорель, после покушения на госпожу де Реналь, плачет горькими слезами - Клайд Гриффитс ничуть не жалеет бедную девушку, хотя (для меня это непостижимо!) - любил её кога-то искренне. Видно, вено подметил Ремарк: "Ни один человек не может стать более чужим, чем тот, кого ты в прошлом любил".

    Да и вообще, соблазнить невинную девушку и бросить её на произвол судьбы - там может поступить только Подлец, самый настоящий подлец с большой буквы (к несчастью, сейчас почти все молодые люди заделались Клайдами Гриффитсами).

    Ну и собственно, немного о строении романа - как вижу его я. Роман состоит из трёх частей, но я бы сказала - из двух - почти как "Преступление и наказание". А вот первая делиться на две зеркальные части. Клайд Гриффитс беден (сочувствие наше на его стороне), начинает преуспевать - и тут - бах! - эта глупая история с девочкой! При чем, построенная по тому же принципу: ведь никто не заставлял Клайда ухаживать за Гортензией (тем более, он понимал, что это ни к чему не приведет), никто не заставлял его ехать на машине кататься! Последствием этогослучайного поступка стала смерть девочки.
    Следует сказать, что симпатия к Клайду начинает таять, как только он отказывает матери в деньгах, чтобы купить манто Гортензии.

    Вторая часть построена так же. Сначала - наше сочувствие к бедному Клайду, забытому в подвале несчастному племяннику богатого предпринимателя. Потом - возмущение его поступком, не вынужденным, и в конце - смерть молодой женщины.
    Удивительно построена эта часть - здесь приведены мысли и Клайда, и Роберты, как бы переплетаясь. Мы видим "две правды", сочувствие то на одной, то на другой стороне, но в конце концов, мы видим всю гнусность мыслей Клайда.

    Третья часть - собственно наказание. И здесь неожиданно мы вновь начинаем сочувствовать Клайду.

    ПС. По прочтении книги, кажется, что в жизни везет таким девушкам, как Гортензия, а не таким, как Роберта.

    13
    377