Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Острие бритвы

Сомерсет Моэм

  • Аватар пользователя
    Аноним30 ноября 2018 г.

    Бывает так, что человек не особо приятный, но создает прекрасные вещи. Или хороший человек при всех своих достоинствах создает только посредственное. А бывает Сомерсет Моэм - недостатки личности отравляют его произведения. Прекрасно знаю сколько поклонников у писателя, далее лишь моё мнение и восприятие, ни с кем спорить не хочу.
    Соглашусь, что пишет Моэм хорошо. Если говорить только об исполнении, это всегда увлекательно, интересно, парой фраз может передать атмосферу. Темы его романов не оригинальны, но хороши и он их очень понятно раскрывает. Чтобы сказать, о чем прочитанная книга не нужно долго гадать или искать тайный смысл в мелочах.
    Меня не устраивают только женские персонажи. И это тот случай, когда один минус перекрывает все плюсы, я не могу смириться или игнорировать. В вопросе книг не считаю необходимым насиловать себя, если что-то настолько сильно не устраивает.
    Возможно, писателям просто необходимо выпускать все свои чувства в романы, но мне неприятна манера Моэма заливать ядом каждый женский образ. Первая прочитанная книга очень понравилась, я тогда подумала, что писатель весьма хорош. После прочтения второй было уже странно, что дамы как под копирку мерзкие. Третья книга вызвала откровенный негатив и желание отправить её в печь. И вот, "Острие бритвы" встречает меня теми же образами. Уверена, будь это первая книга автора, я бы снова обратила внимание только на язык и сам сюжет. К сожалению, она четвертая, а с первых страниц я вижу те же образы, которые для меня уже как красная тряпка. На 4 книги ни одного нормального женского персонажа. Везде он показывает женщин с далеко не самой хорошей стороны.
    Даже если жизнь писателя сложилась не так удачно, как могла бы и, он не испытывает теплых чувств к женщинам, такое презрение на страницах его же книг выглядит довольно противно.
    При этом, мужские персонажи всегда оправдываются, всегда выставляются в лучшем виде и видно восхищение автора даже самыми глупыми их качествами. В этом романе Моэм не изменил себе - все дамы одна другой хуже, а джентльмены прекрасны в своих экстравагантных чертах характера и милых причудах.
    Больше всего не понравилась сцена с Изабеллой и Ларри, которая служит отправной точкой дальнейшей истории.
    Молодой человек сообщает, что не желает работать и предлагает выйти за него замуж, чтобы жить в бедности, но просветленными духовно. И детей завести исходя из вечного принципа "дал Бог зайку, даст и лужайку". Девушка вполне логично отвечает на это, что любовь прекрасна, но жить ей хочется получше. Таким образом их пути расходятся. До конца книги Моэм продолжает выставлять Изабеллу жадной, поверхностной девкой, которая не пожелала выйти замуж за хорошего человека, а повелась на деньги другого. И мужа, и детей она не ценит ни капельки, они лишь атрибуты жизни её мечты. Все это выглядит не как цельный образ персонажа, а как личная боль пониже спины у Моэма и желание выставить Изабеллу дамочкой попротивнее. С другой стороны, нам представляют прекрасного мужчину - Ларри. Всю книгу он занят поисками духовных откровений и прочей религиозно-возвышенной деятельностью, проявляющейся в виде его мотаний по свету без определенной цели, а лишь ради опыта. И всю книгу продолжается это противопоставление... Изабелла - ужасная, Ларри - ангел. Ближе к финалу это доводится просто до абсурда, читателя только носом не тыкают в сей факт, разжёвывая, что Ларри пытался спасти Софи, а Изабелла её «убила». Видимо, это использовано как раз для усиления и без того достаточного контраста образов.
    Лично у меня Моэм вызывает сильную неприязнь, разделавшись с флэшмобом я не хочу больше тратить своё время на чтение произведений этого автора. В мире предостаточно классической литературы, чтобы каждый мог читать ту, которая ему ближе по духу.

    6
    960