Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ярмарка тщеславия

Уильям Теккерей

  • Аватар пользователя
    Аноним26 ноября 2018 г.

    Роман без героя, как извещает нас автор в самом начале произведения. Почему же здесь нет персонажа, достойного так называться? Не потому ли, кто каждый из главных действующих лиц в равной степени может являться героем? А может, потому, что все персонажи, даже второстепенные и совсем незначительные, вместе образуют общность, выведенную на первый план, в честь которой и назван роман. И именно эта совокупность людских нравов, пороков, эгоистичных устремлений, корыстных интересов и темных желаний представляет собой Ярмарку Тщеславия.


    И вот, дорогие друзья и спутники, моя приятная задача в том и состоит, чтобы прогуляться с вами по Ярмарке для осмотра ее лавок и витрин, а потом вернуться домой и после блеска, шума и веселья, оставшись наедине с собою, почувствовать себя глубоко несчастным.

    Суетность жизни Теккерей показывает читателю посредством переплетающихся историй двух молодых девушек, вступающих в огромный новый мир, и тех, кто в этих историях принимает непосредственное участие. Добрая, глуповатая и кроткая Эмилия, по словам автора, не совсем годится на роль героини (хотя в какой-то мере ею все же является). А Бекки, воплощение не только очарования, ума и артистических талантов, но и довольно неприглядных качеств.


    Она вошла в королевские покои, высоко подняв голову, как подобало бы королеве; и если бы Бекки сделалась королевой, я не сомневаюсь, она бесподобно сыграла бы свою роль.

    Вместе с ними читатель проходит сквозь череду радостей и невзгод, переживая великие исторические события, преодолевая время и расстояние, наведываясь в потайные закоулки их сердец, открывая новые грани человеческих характеров. Теккерей с большой теплотой относится к своим персонажам, будь то бедная Эмилия, честный Доббин или маленькая Бекки. Он сделал их такими разноплановыми, но гармоничными и живыми в своем несовершенстве, не определяя на долю кого-либо непропорционально большей части достоинств и недостатков. В каждом из них есть как хорошее, так и плохое, и каждый шел своим путем, выбирая тот или иной способ достичь желаемого. Кто верностью и преданностью, кто манипуляциями и лицемерием, кто смирением и прощением. И кто мы такие, чтобы судить их за дерзкие мысли и неверные поступки? Другое дело, принесло ли это им счастье в конце концов.


    Ах, vanitas vanitatum! Кто из нас счастлив в этом мире? Кто из нас получает то, чего жаждет его сердце, а получив, не жаждет большего?..

    По-своему интересен стиль писателя. Он периодически отходит от основной темы и то вступает в диалог с читателем, то рассказывает различные истории из жизни, то пускается в размышления о мироустройстве, то отпускает едкие и саркастические комментарии, и по отношению к своим же героям тоже. В повествовании довольно много описаний, что свойственно роману XIX века, но они хорошо перемежаются действием и диалогами и не дают заскучать. В целом, это настолько классический английский роман, что даже совестно, что я до сих пор его откладывала.


    Всегда быть правым, всегда идти напролом, ни в чем не сомневаясь, — разве не с помощью этих великих качеств тупость управляет миром?
    8
    1,3K