Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Прыжок в длину

Ольга Славникова

  • Аватар пользователя
    Аноним24 ноября 2018 г.

    Р Е Ц Е Н З И Я
    на роман Ольги Славниковой « Прыжок в длину»

    Теплый октябрьский вечер. Неяркий свет уютного торшера . В руках у меня книга Ольги Славниковой « Прыжок в длину».
    Ольга Славникова - известный прозаик, эссеист. Автор романов "Стрекоза, увеличенная до размеров собаки", "Один в зеркале", "Бессмертный", "2017" (премия "Русский Букер") и "Легкая голова".
    Я пока не знакома с творчеством этого автора, и мне очень интересно, что же меня ждет . Такой, знаете ли , азарт охотника. На обложке легкое серое крыло птицы : значит, думаю я, незамысловатая история о прилетевшей или улетевшей любви. Ну, в общем, то, что мне и надо : инвалиду 1 группы, пенсионеру.
    И вдруг : «Наверное, ни один преступник не раскаивался так в совершенном убийстве, как Ведерников раскаивался в спасении соседского мальчика Женечки Караваева». После этого удивительного , на первый взгляд, утверждения я понимаю, что не дочитать этот роман не получится.

    Главный герой, Олег Ведерников, отличается необыкновенной прыгучестью. Особая « силовая паутина» в его теле, позволяет ему левитировать во время прыжка. В спортивной школе олимпийского резерва, где он тренируется , все с удивлением и восторгом наблюдают, как он «шагает по воздуху». Будущее его весьма радужное : на предстоящем чемпионате Европы ему прочат победу. И юный спортсмен надеется, что совершит свой «золотой» незабываемый прыжок. Его он и совершает майским чудесным вечером : «Тощий растрепанный парень сделал три огромных шага.. и взмыл над остовом « жигулей», чтобы вытолкнуть ребенка из-под страшных колес». Да, жизнь Женечки Караваева спасена , но жизнь Олега Ведерникова разрушена: теперь он, перспективный спортсмен, надежда олимпийской сборной, остается без обеих ног. Одна жизнь спасена – другая сломана . "За талантливым человеком по пятам идет рок. В момент наивысшей вспышки таланта он наиболее уязвим, и судьба наносит удар".
    Четырнадцать лет Олег живет затворником, прикованный к инвалидной коляске. Он в финансовом отношении весьма благополучен: мать постоянно оставляет ему деньги, нанимает домработницу. У других ампутантов, с которыми он некоторое время играл в баскетбол, ситуация сложнее. Размышляя о жизни инвалидов , автор с горечью замечает : « Еще одним врагом колясочников, едва ли не страшнейшим, было государство». Все, что она рассказывает о жизни инвалидов, правда. Жестокая , нелецеприятная, но правда. Редко, по-моему, сегодня писатели обращаются к этой правде : « В то время мир Ведерникову был настолько невыносим, что любое добавление к нему .. вызывало приступ отчаяния, чувство, что мир одолевает, вот-вот зажмет».
    Автор блистательно закручивает сюжет : на первых страницах романа главный герой романа спасает Женечку Караваева, а потом страстно мечтает его убить ! Сюжет этот поначалу кажется надуманным, но потом все выстраивается в твоей голове. И ты сам горишь желанием убить этого спасенного. Олег Ведерников, в силу обстоятельств ставший практически «родителем» этого монстрика, видит в своей
    « чемпионской награде» свое проклятие. Он ни в коем случае не хотел его спасать ! Он запутался в своей «золотой паутине»! Ну, спас волею судеб. Но ведь эта же судьба его за это и наказала!
    Ведь Ведерников надеялся в глубине души , что спас - вернул- подарил миру чудесного человечка : умного, доброго , прекрасного душой и телом. Но нет ! Женечка из « нежного, молчаливого»
    создания вырастает в чудовище, в монстра. Тут и изнасилование хрупкой нежной девочки , ее поломанная судьба. Тут и судьбы
    других людей, искореженные и сломанные, как жизнь самого Ведерникова. Вспомним случай в школьном бассейне, когда отличница Журавлева , кинулась спасать «негодяйчика» и получила
    « чудовищный удар в живот», от которого потом так и не оправилась. Не случайно автор использует здесь развернутую метафору:
    « …последнее, что она успела увидать, было летящее над волнами,
    как чайка, белое полотенце». Летит белое полотенце, летит жизнь девочки в бездну. «Дверь С, заколоченная насмерть, » – это символически и жизнь этой милой и старательной отличницы, тоже теперь «заколоченная насмерть». Это и прыжок- полет Олега Ведерникова на 8 метров 30 сантиметров, не приведший его к олимпийскому золоту, а приведший к инвалидной коляске. Прыгает и летает и сам Женечка. Вспомним только случай на горном склоне, когда Кирина « легкая алая фигурка, без шлема», неслась по «изувеченному спуску», чтобы спасти « негодяйчика». В результате «негодяйчик» отделался легким испугом и всего лишь растяжением связок , а у Киры « закрытый винтовой перелом и тяжелое сотрясение мозга». Он не понимает, что на « изувеченном склоне» мог запросто изувечить
    жизнь другому человеку.
    Таким образом, влетев в жизнь Ведерникова и исковеркав ее, Женечка продолжает свой безумный бешеный «полет» , по дороге увеличивая число своих жертв.
    Как понять и оправдать другого человека ? Где добро, а где зло ? Читаешь роман, и сам себе задаешь эти вопросы, пытаешься ответить на них. Нужно ли вообще совершать добрый поступок, если такое добро оборачивается злом ? Если после совершенного тобой доброго и благородного поступка появится это нагло- обаятельное мурло какого-нибудь негодяйчика, который, по идее автора, сегодня правит бал в нашей жизни. И самое страшное, что он сам себя уважает, ценит и считает чуть ли не достоянием страны. Сам главный герой Ольги Славниковой терзается вопросом : почему он остался инвалидом, а спасенный им парень превратился в хамоватого, беспринципного, но по-своему харизматичного и успешного баловня судьбы. Ведь не случайно Кира выделила «негодяйчика» из толпы и весьма ему симпатизировала . Да и все окружение киностудии радовалось появлению Женечки. И тут я согласна с автором: «Плохо, если у человека есть талант; плохо вдвойне, если талант растет, замещает собой ординарные, простым питанием занятые ткани: вычти талант, и от человека останется огрызок, а то и вовсе дыра. А вот Женечка, из которого вычитать нечего, при любых обстоятельствах сохраняет полноценность».
    Роман был прочитан мной практически за две ночи. Понравилась и галерея героев, и потрясающая мозаика характеров и поступков, и психологическое попадание в образы. Блистательная и удивительная палитра метафор и сравнений радует. Порой каждую строчку перечитываешь вновь и вновь. Язык романа этого удивительного автора, как вино: медленно читаешь, и смакуешь, и получаешь удовольствие . Эта книга не для пассажира в метро или в трамвайчике: ее надо постигать, над ней надо думать , соглашаться с автором , а иногда и яростно спорить.
    Книга закрыта. Торшер выключен. Завтра возьму в библиотеке другой роман Ольги Славниковой.

    Читатель библиотеки- Селезнева Елена Викторовна.

    4
    329