Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Задверье

Нил Гейман

  • Аватар пользователя
    Аноним24 ноября 2018 г.

    Айсберг в океане

    «Возможно, все драконы в нашей жизни являются принцессами, которые только и ждут от нас хотя бы одного красивого и отважного поступка. Возможно, всё ужасное является по своей глубинной сути чем-то беспомощным – чем-то, что требует нашей любви» (Рильке)

    «Города … очень похожи на людей… Мало кто знает, что таится глубоко внутри» (Н.Гейман «Никогде»). Наша психика подобна айсбергу, видимая часть которого – это сознание, а огромная подводная часть – бессознательное. И в моём представлении Верхний Лондон символизирует верхушку айсберга, то есть сознание, а Нижний Лондон – бессознательное. Сознание выражает лишь поверхностные аспекты личности, а подсознание содержит в себе подлинные движущие силы поведения. Сознание (Верхний Лондон) находится в глубокой связи с бессознательным (Нижним Лондоном) и рассматривать эти пласты психики (Лондон и «искажённое отражение Лондона») по отдельности нельзя. «Эти два мира так близки и в то же время так далеки друг от друга»

    Возможно, именно символизирующие тьму пластмассовые тролли, стоящие на рабочем столе, сыграли роль магнита и притянули в жизнь Ричарда девушку по имени Дверь. Первая же встреча героя с Дверью оказалась равнозначной открытию крышки ящика Пандоры, из которого посыпались всевозможные беды.

    «О да, intelligent pauca! [понимающему достаточно немногого]». Сколько же иронии и насмешки в обращении маркиза Карабаса к Ричарду: «Какое у вас незамутнённое сознание, молодой человек. Нет ничего лучше абсолютного неведения, не правда ли?». Ричард со временем всё же задумался «о своей скучной, однообразной жизни. Это не жизнь, а грубая подделка, - ни любви, ни радости, ни счастья». «Он вдруг понял, что почти ничего не знает о том, как устроены лондонские подземные коммуникации», то есть Ричард осознал, что совсем не знает себя, свой внутренний мир. «Он сам пытался себе помочь и наконец-то к себе прислушался». «Кажется, он наконец-то повзрослел». И, находясь в Нижнем Лондоне, «Ричард начал понимать, что мрак – не просто отсутствие света, а нечто реальное, ощутимое». Узнал он и то, что «во мраке – все кошмары, которые рождались в ночи с древнейших времён, когда мы, завёрнутые в шкуры, жались друг к другу в поисках тепла и защиты».

    Персонажи и образы, тысячелетиями живущие в Нижнем Лондоне, символизируют собой составные части коллективного бессознательного, названные Юнгом архетипами. Архетипы присутствуют в нас от рождения подобно инстинктам. И они представлены во многих феноменах культуры, но особенно ясно – в мифах и сказках. Например, «Лабиринт – самая старая часть Нижнего Лондона». Впервые наличие архетипа агрессивного лабиринта в человеческой психике зафиксировали древние греки, создав миф о Тезее и Минотавре. Охотница и Зверь, вступившие в схватку в Лабиринте, напоминают этих мифических героев. «Идеальная пара - охотник и добыча. А кто из них кто – решит время, время и танец». Как известно, играя с жизнью, мы можем и не подозревать, что на самом-то деле это жизнь, возможно, играет с нами. Многие ведь воображают себя кукловодами и уверены, что держат все нити в своих руках. Но иногда не так уж просто бывает понять, кто же ты: кукловод или всего лишь танцующая марионетка, охотник или добыча. И в любой момент они могут неожиданно и незаметно поменяться местами. Так что часто остаётся открытым вопрос: кто с кем играет. Если же говорить о теневой стороне нашей личности, лежащей в верхних слоях бессознательного, то, несмотря на её подавление, она всё равно продолжает воздействовать на нас и, вероятно, играть с нами.

    «С вами когда-нибудь бывало такое, чтобы вы получили всё, что хотели, а потом оказалось, что на самом деле вы хотели совсем не того?». Наконец-то вернувшись из Нижнего Лондона в такую желанную и привычную жизнь Верхнего Лондона, Ричард, общаясь с друзьями, вдруг «обнаружил, что ему совершенно не интересны их разговоры». Но из путешествия по Нижнему Лондону невозможно возвратиться прежним, и наш герой понял, что он просто изменился, стал другим. «Неужели ничего нет, кроме вот этого? – Он обвёл рукой пустую улицу. – Работа. Дом. Паб. Девушки. Город. Жизнь. Неужели это всё?».

    Большинство из нас так никогда и не открывают ДВЕРЬ в Нижний Лондон, символизирующий, в частности, великий и загадочный мир тени внутри нас. А сама наша тень подвергается подавлению и отрицанию. Мы отторгаем внутреннюю тьму, боясь, что она разрушит нас, но в действительности всё обстоит совсем наоборот: в результате знакомства с тенью мы становимся более настоящими и целостными, а сама тень теряет власть над нами. Чтобы обрести свободу, необходимо спуститься в свой Нижний Лондон и обратиться лицом к тьме внутри себя, ведь спасение всегда приходит изнутри, а не снаружи. «В первую секунду, на границе сна и яви, Ричард не мог понять, кто он. Это было восхитительное, необыкновенное чувство – чувство безграничной свободы. Словно он сам мог решить, кем быть. Словно он мог стать кем угодно: мужчиной или женщиной, крысой или птицей, чудовищем или богом».

    «У тебя доброе сердце… Этого бывает достаточно, чтобы не пропасть… но чаще всего одной доброты мало». Не осознавая, что мы не можем получить доступ к свету внутри нас, если не обратимся к своей тьме, мы совершаем глобальную ошибку: держим ДВЕРЬ (крышку своеобразного ящика Пандоры) в нашу внутреннюю тьму закрытой. В результате не реализуем свой потенциал и обрекаем себя на заурядную жизнь. Поэтому наша задача – «может быть, даже установить некую связь между Нижним и Верхним Лондоном», то есть осторожно и бережно перенести как можно бОльшую часть бессознательного в сознательную область психики. «Это будет нелегко… Но только так мы сможем найти ответы на ваши вопросы. Только так мы получим ключ ко всем тайнам». «Этот ключ открывает дверь в любую реальность».

    Подобно Пандоре, мы наделены даром любознательности – мы хотим познать себя. И тень – один из важнейших архетипов, с которым необходимо столкнуться каждому из нас на пути самопознания. Ощутив значение тени (как составной части нашего Нижнего Лондона) в своей жизни, человеку хочется исследовать её ещё глубже, проливая на тень свет приятия и любви. А для этого необходимо снова и снова открывать тайную ДВЕРЬ, чтобы в очередной раз спускаться в своё "задверье" (свой Нижний Лондон) и нырять в собственные глубины. Именно этот бесконечный путь и выбрал для себя Ричард в конце романа.

    «Во всём нужно соблюдать равновесие… Равновесие и симметрию. Нельзя нарушать топологию… самое главное: все вещи хотят, чтобы их открыли».

    «Мы должны понимать наше существование как можно шире; всё, даже неслыханное, должно найти в нём свое место. Вот в сущности единственное мужество, которое требуется от нас: без страха принимать даже самое странное, чудесное и необъяснимое, что нам может встретиться» (Рильке).

    49
    2,9K