Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Kallokain

Karin Boye

  • Аватар пользователя
    Kuplevackaya23 ноября 2018 г.

    История одного пробуждения

    Вот я прихожу в будний день, во вполне себе рабочее время в кофейню, которую выбрала сама. Заказываю кофе, который хочу, плачу за него деньгами, которые заработала на той работе, которую сама же выбрала. В этот кофейный перерыв я позвоню тому, с кем хочу пообщаться, или почитаю книгу, которая приглянулась мне в электронной библиотеке. Я вполне свободна в мелочах, в обывательском смысле. И мне чудовищно страшно представить, что власть принимать за меня такие приятные повседневные решения может законно принадлежать кому-то другому. Возможно, поэтому я люблю антиутопии. До дрожи испугаться тотальной власти государства и в очередной раз пообещать себе быть максимально включённой в свою жизнь.
    Карин Бойе, шведская писательница и поэтесса, однажды осознав, что власть над собственной жизнью уже никогда не будет ей принадлежать, приняла смертельную дозу снотворного и уснула на огромном валуне близ Гётеборга. Этот валун стал её мемориальным камнем. За год до самоубийства Карин Бойе написала роман «Каллокаин». Это был её способ осмыслить ужасы тоталитарного режима, которые она наблюдала в Германии в годы зарождения нацизма и в Советском Союзе эпохи Большого террора.
    Герой «Каллокаина» учёный-химик Лео Калль, который искренне принимает идеалы Империи и жаждет служить им верой и правдой. Для того, чтобы и другие были максимально честны, он изобретает «сыворотку правды», которая заставляет человека открыть не только свои мысли, но и эмоции, желания, чувства. Как и в любом тоталитарном обществе, чувствовать что-то, кроме желания пожертвовать собой ради блага Империи, крайне нежелательно. Даже внезапно обнаружившаяся любовь к супругу становится поводом для развода. Симпатия должна быть поверхностна: ровно столько, чтоб хватило для желания продолжить с этим человеком род.
    Кстати, это одна из немногих антиутопий, где Система контролирует всё, кроме репродуктивной функции. В романе даже встречаются вовсе бездетные пары. У семей нет никакого плана по количеству детей, нет никаких спариваний по принципу генетического соответствия (как бывает обычно в антиутопиях). Но, конечно, каждый рождённый ребёнок сразу же становится собственностью Империи, и дальнейшую его судьбу решает государство.
    Также оно решает, что и сколько будет есть каждый подданный, в какой одежде будет ходить, как проводить досуг, какие песни петь, в каком городе жить, сколько снотворного в месяц принимать и прочее. Каждый обязан трудиться на том месте, которое определило для него государство, а после работы нести военную службу и не забывать писать доносы на коллег и соседей, если их поведение не соответствует норме. В целом, всё это устраивает главного героя, ведь империя забоится о благополучии подданных. За государственными стенами вообще мутанты, болезнетворные бактерии и бесконечная химическая атака. Чувствовать себя некомфортно Калль начинает на этапе испытаний своего препарата, когда вынужден выслушивать сокровенные мысли испытуемых и, так или иначе, примерять их на себя. Совсем худо химику становится, когда его открытие начинают использовать для банальной «охоты на ведьм» и сведения личных счётов.
    По сути «Каллокаин» - это не роман о борьбе героя против Системы, это история пробуждения. Когда герой вынужден ставить под сомнение идеалы, которыми он жил много лет. Когда он пробивается сквозь скорлупу навязанных принципов в свою же собственную жизнь. Критическим для Лео Калля (и для сюжета в целом) становится разговор с женой, когда он понимает, сколько потерял за годы жизни по правилам режима. Обычная беседа, когда один человек искренне заинтересован в словах другого, в его смыслах, его чувствах, может дать силы для сопротивления тотальному злу. Обычная беседа, которой сегодня пренебрегают многие из нас без всякого на то наказа Империи.

    6
    403