Рецензия на книгу
Каждый умирает в одиночку
Ганс Фаллада
Аноним8 июня 2011 г.Как весело, отчаянно,
Шел к виселице он!
В последний час, в последний пляс
Пустился Макферсон!Книга Фаллады начинается с разрушения и вызова. Разрушения былого уклада жизни. Вызова смерти, жестокости, глупости, ненависти, страху.
Германия, 1940 год. Мать восстала против преступлений сына и бросила вызов: вышла из нацистской партии. Муж и жена потеря сына и бросили вызов: начали писать и подбрасывать открытки, обличающие власть. Пьяница и игрок тоже восстал против войны – правда, по-своему, отлыниванием и от фронта, и от работы.
Полкниги ничего страшного не случалось, а главные герои жили как бы обычно, но в то же время и в постоянном ожидании. Они знали, что каждый день может случиться непоправимое – арест, гестапо, смерть. Но борьба придавала им силы, и они были счастливы, возможно, их жизнь приобрела смысл, которого не было раньше.
И больше половины книги проблемы случались у кого угодно, только не у них. Проблемы вышли у шпика Боркхаузена, у уже упомянутого пьяницы Клуге, у комиссара Эшериха. Но только не у супругов Квангель, которые бросили вызов. Эве Клуге, которая тоже бросила вызов, тоже несказанно везло. Везло и бывшему советнику суда Фромму.
Это хотя и указывает косвенным образом на симпатию автора, я так и не поняла, кто же из героев «самый главный», кому на самом деле симпатизирует автор, от лица кого ведет диалог, чьими глазами смотрит на мир? Пытается быть объективным?Так на чьей стороне автор? Почему он выжил в Германии, при режиме нацизма, будучи писателем? Может быть, по его мнению, правда все же на стороне режима? Или правда на стороне страха??? И кто они – герои или дураки? Кто они все-таки? Герои или дураки люди, которые восстали против режима и люди, которые против него не восстали?
Книга не дает ответы на эти вопросы. Игра была закончена для Квангелей. Значит, все же игра. Все же осуждение автора. Как дети неразумные – играли в войну, против системы. Но не все так просто. Уже в гестапо, слишком поздно, Квангели понимают, что не так затеяли борьбу, что навредили своей борьбой больше, чем помогли. И уже на суде в гестапо, уже на пороге смерти еще раз бросают вызов. «Смерть Гитлеру!» - выкрикивает Отто Квангель, отказываясь от прошения от помиловании.
Но это я пишу глазами автора. Я сама так не думаю. Я говорю – важен каждый, кто бросил вызов. Кто потерял рабство, и получил внутреннюю свободу. Так ли уж навредили Отто и Анна Квангель рядовым немцам, которые жили «не поднимая головы»? Неужели это именно они посеяли в стране страх и террор? Неужели жертвы режимы виноваты в том, что он существует? Для меня они герои, чтобы бы не думал про них автор. Легко судить на расстоянии времени, задним числом, когда знаешь, чем кончилось дело.
А вы бы решились????
Что в итоге? В итоге для меня Ханс Фаллада остался фашистом. Глубоким, до мозга костей фашистом. Который смотрит на жертв глазами палачей и заставляет читателей художественным своим стилем и языком смотреть на них также. Нельзя читать такие книги. И хотя я потраченном времени на прочтение не жалею – для меня было важно увидеть вызов, но важно было также увидеть симпатию и сочувствие автора героям. Этого я в книге как раз и не нашла. Презрение, насмешка, сарказм, унижение – сколько угодно. Симпатия – разве что малюсенькая капля. И то, не вызову, нет – силе!
Похоже, Фаллада, как и все немцы, вырос на культе силы. В книге сила воспевается, физические побои выводятся в ранг доблести – короче, целое государство во власти грубой физической силы и порождаемого ей страха.
UPDATE от 30-06: ДОШЛО!!! Дошел смысл оригинального названия. Каждый умирает для себя!!! Не для народа, не для друга, не для семьи. Каждый умирает для себя. Т.е. пара Квангелей была обречена с самого начала, и они это знали. Т.е. они пошли на верную смерть. И для кого прежде всего? Прежде всего для самих себя - борьба придала смысл прежде всего их жизни, лично их жизни. Смысл и содержание. Грустно, но это так.25199