Рецензия на книгу
День триффидов
Джон Уиндем
Аноним21 ноября 2018 г.Это какой-то...позор
Должно быть, это было одним из наиболее упорных и удобных заблуждений человечества: считать, что «у нас это случиться не может», что никаким катаклизмам не подвержено лично моё крошечное время и местечко в мире.Ей, юбилейная рецензия
и
Это было ужасноСюжет
Лондон, примерно конец ХХ века. Ночью начинается потрясающей красоты звездопад мистического зеленого цвета. Наутро люди, которые его наблюдали /а их было большинство/, абсолютно ослепли. Ситуация усугубляется живыми плотоядными растениями, у которых есть важное преимущество: они-то были слепыми изначально. Теперь выжившим приходится адаптироваться в новом враждебном мире.
Это краткий синопсис сюжета, и поверьте мне, если вы ждете каких-либо неожиданных поворотов в нем, то можете хотеть где-нибудь в другом месте. Все действие книги сосредоточено вокруг главного героя, а по уровню напряженности сопоставимо со школьным спектаклем третьего класса в актовом зале с картонными декорациями, и при условии, что половина массовки внезапно подхватила ветрянку и не смогла участвовать.
Это пост апокалипсис, поэтому я, естественно, стараюсь расценивать такие книги с кинематографической точки зрения. И произведение действительно начинается довольно бодро: сцена в больнице хороша по напряжению, и я даже обрадовалась. Но потом оказалось, что больничный эпос гг едва ли не единственный лучик света в темном царстве.
Сухо, пресно, напряжения никакого нет и в помине. Зато есть куча разговоров не понятно о чем, бессмысленного мыслеблудия и так далее и тому подобное /о диалогах позже/.
Триффиды, которые вынесены в название, реальной угрозой являются только для слепых, на которых Уиндему, в принципе, все равно, поэтому все сцены с ними как бы за кадром. Зрячие персонажи прекрасно отбиваются от растений, защищенные спец-одеждой и только болтают о гипотетическом уровне опасности. Ах да, я считаю, что называть триффидов плотоядными - это давать ложную надежду читателю, поскольку наши цветы являются сапрофитами, и, согласитесь, это немного снижает планку кинематографичности. И выглядит это как-то так:
"триффид убивает кого-нибудь
-О нет! Смотри, он его убил своим ядовитым жалом!
триффид стоит над трупом
-Идем, тут не на что смотреть. Теперь он будет ждать, пока труп разложится.
женский крик и рыдания"И так весь роман, клянусь.
Сказать что-то относительно человеческого фактора в данном пост апокалипсисе можно одно: ну, он есть. Да, мародерство, да, парни нашли оружие, да, эксплуатация слепых. Но это все ✨ЗА КАДРОМ✨. Нам не покажут ничего. Главного героя немного попугают выстрелами в песок рядом с ним и один раз ударят. Вау, человеческий фактор.Герои
Ох ты ж господи боже мой....
Уильям Мэйсен
Наш главный герой. Вот вроде представляешь его как парня с огнеметом, жгущего триффидов и старающегося защитить своих людей. Да, он будет это делать, хоть тут нас не обманули. Но делать это все он станет с таким отрешенным лицом, что хочется его иногда ударить чем-то. Из-за прописанного характер Мэйсена создается ощущение, что мировой апокалипсис для него не более чем вечерняя прогулка. Он настолько неэмоциональное бревно, что я даже не знаю, как можно ему сочувствовать.
Единственное, что в нем хорошо, это начало книги в больнице и причина, по которой он там оказался, и конец книги, разговор с армейцами. Все остальное - унылое барахтанье на воле волн.
Еще неплохим, но забавным, моментом является сомнение Мэйсена по поводу того, нужно ли платить за взятое в магазинах в нынешних условиях. Да, это глупо, но это жиза. Все мы поступили бы так. И то, как быстро другие зрячие образумили гг тоже смешно, но правдиво.Джозелла
Знакомая/девушка/жена Мэйсена. Ничего. Просто. Она пустышка, если ее убрать - ничего не изменится. Джо даже как двигатель сюжета и мотивация для Уилла плохо работает. А эта изюминка-смешинка /в виде авторства 50 оттенков серого/, которую автор ей добавил, просто не смешит, потому что и так все плохо выполнено.Коукер
А вот Коукер интересный парень. Бывший мародер, который решил заново построить общество, насолив гг, просчитался и пришел извиняться, присоединившись к команде. Коукер профессиональный оратор, поэтому длинные монологи в романе в 99% случаев принадлежат ему. Толковый герой, который быстренько понял, что и как делать. С Коукером связан еще один лучик света - классный диалог с одной девушкой о распределении ролей в мире после конца света. Некоторые куски оттуда /исключая дискриминацию женщин/ очень логичные и правильные. Да и в целом, Коукер один из немногих располагающих персонажей. Нет, прописан он так же плохо как и остальные.Дюрран
Выношу эту мадам, потому что концепция эпизода в Тиншэме неплохая. Я говорю "концепция", поскольку выполнено автором все это из рук вон, конечно. Сама идея изолированного места, где благовоспитанные девушки пытаются жить по старому, соблюдая все христианские заповеди и правила этикета и приличий, зная, что мир изменился, кажется мне как минимум интересной. При должном мастерстве можно было и слепить что-нибудь занятное. Жаль, что у Уиндема мастерства и в помине нет. Характер Дюрран соответствует задумке: дама старой закалки, очень набожная и строгая, из тех учительниц, что бьют по рукам деревянной линейкой в старых фильмах. Если когда-нибудь эту книгу приведут в порядок для нормальной экранизации, то на Дюрран хотелось бы посмотреть.Торранс
Так. Вот тут я уже обнадеживалась, честно говоря. В моменте, когда в Мэйсена стреляет рыжеволосый товарищ, мое сердце, у которого тахикардия на рыжих, сказало "Цель взята". Но рыжеволосый товарищ исчез так же быстро, как и появился. К концу произведения столь кратковременное яркое воспоминание успело немного стереться, но вот, финальные сцены в доме Мэйсенов и хоба - рыжик тут, с автоматом, и представляется Торрансом. Что хорошего в данном герое. А ничего, кроме того, что только под конец романа Уиндем решил все-таки подвезти нам абсолютных мудаков! Причем мудаков с ФИЛОСОФИЕЙ. ОБОСНОВАННОЙ ФИЛОСОФИЕЙ, КАРЛ!
Браво, маэстро.
Господи, сколько романов должно быть написано, чтобы писатели поняли, что нельзя завозить в историю абсолютно черного по морали персонажа, противоположного морально белому главному герою, В КОНЦЕ. В таком случае, это включение только ради галочки, никакого конфликта не получается!
В итоге имеем, что имеем: Мэйсен и Торранс немного поцапались, немного поспорили, а потом финал. И в предпоследнем абзаце автор, как бы невзначай, говорит: "А, ну, план Торранса провалился. Конец".
Вау, я шокирована, невероятно.
Это настолько ленивое /или неумелое/ введение ИНТЕРЕСНОГО героя, что просто слов нет.
...
Про остальных говорить смысла нет, они вообще мебельный гарнитур, причем не лучшего качества. Такое чувство, что ты сидишь с автором в одной машине, и только ты начинаешь радоваться, что пейсатель начал углублять нового персонажа, как Уиндем резко жмет по тормозам, поворачивается к тебе и говорит: "Эй нет, так не пойдет. Хочешь прописанного героя? Тогда тебе в другую тачку, сынок".Язык
Книга написана просто отвратительно, язык бедный, и выглядит так же лениво, как и весь концепт истории. Постоянные повторы, местоимения, мое любимое "гм, хм, м, а" и еще тысяча и одна радость графомана.
Я обещала поговорить о диалогах. Говорю. Так живые люди не разговаривают. Да что уж там, так даже фантазийные джентльмены не разговаривают. Речь похожа на дешевый викторианский спектакль. Эти диалоги читать нормально невозможно, не то что проговаривать. Попытка окунуться в литературный язык провалилась.Как видим, в книге плохо все. То, малое, что было хорошего, отмечено выше.
Триффидам 2/10, это официально самый позорный пост апокалипсис, который я читала.
Есть вторая часть. Обычно после таких результатов я не знакомлюсь с серией дальше. Но тут ситуация иная - автор сменился. Поэтому положусь на него и еще раз окунусь в самый расслабленный конец света.12303