Рецензия на книгу
Триумфальная арка
Эрих Мария Ремарк
yulmanul21 ноября 2018 г.В этом романе показана другая сторона Парижа. Не тот романтический, одухотворенный, возвышенный город, каким его принято считать. У Ремарка это город ресторанов, борделей и забегаловок. Город, где накануне войны ищут приют беженцы со всей Европы, вынужденные покинуть свои страны, оставить свою налаженную жизнь и уехать в неизвестность. Только новая «родина» не спешит их принимать, и некоторые из них вынуждены существовать нелегально, скрываться от полиции, всеми правдами и неправдами бороться за лучшую жизнь и надеяться, как, например, старик Гольдберг, который каждый день с надеждой стоял у американского посольства, и как многие другие – каждый по-своему. Эта неизвестность, страх, эдакое подвешенное состояние, неопределенность, оно здесь очень остро чувствуется и в ожиданиях эмигрантов, и в ожидании надвигающейся войны, и даже в чувствах героев. Но люди есть люди – со своими чувствами, надеждами, историями. И здесь, в отеле для беженцев, на парижских улицах и в залах ресторанов, неизбежно зарождаются любовь, дружба, предательства, надежды.
Главный герой Равик – немец, хирург, беженец и антифашист. Человек без документов. И без своего имени, ведь уже много лет он вынужден жить под другими именами (свое настоящее имя он назовет лишь в самом конце романа). Человек, постоянно находящийся под угрозой высылки из страны. Талантливый хирург, который вынужден работать подпольно за какие-то гроши, да еще и от имени других не очень квалифицированных врачей. Но и в таких условиях Равик следует своему призванию и помогает людям (даже когда однажды помощь женщине, на которую обвалилась балка, чуть не стоила ему встречи с полицией). Равик – человек, потерявший себя и свою жизнь и пытающийся ее обрести в любви, в этом «маленьком мирке, ограждающем человека от огромного мира объятого хаосом», заранее зная, что у этих чувств нет будущего.
Не только жизнь эмигрантов интересно показана в этом романе, но и других жителей Парижа. Девушки, вынужденные прибегать к подпольным операциям или заниматься проституцией, мальчик с ампутированной ногой, подсчитывающий материальную выгоду, которую можно извлечь из своей травмы, – это лишь одни истории из многих.
Париж, судьба самого Равика, история его прошлого и его мести, а также истории его пациентов – то, чем проникаешься в этом произведении.
Единственное, что омрачило впечатления от романа – любовная линия и вся философия вокруг нее. Да, здесь это основная часть сюжета, но она показалась скучной, однообразной и затянутой, а с определенного момента отношения Равика и Жоан, их встречи-расставания, да и сама Жоан с ее истериками, манипуляциями, искусственностью и легкомыслием и вовсе раздражали. Их отношения странные, невозможные, в том, что это действительно любовь, не убедил даже один проникновенный эпизод в конце.
Исход этих отношений очевиден сразу для самих героев (и для читателя), но они не в силах противиться чувствам, хотя и изменить ничего не могут. Потому финал романа вполне закономерен. По-другому в таких обстоятельствах закончиться не могло. А, так сказать, личный финал Равика неожиданно поразил.
Все же не самое сильное произведение Ремарка, особенно на фоне ранее прочитанных «Искры жизни» и «На западном фронте без перемен», но тем не менее стоило внимания.P.S. Под конец даже подумалось, что кальвадос самое употребляемое слово в книге, ибо «лился» с каждой страницы.
71,1K