Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Плаха

Чингиз Айтматов

  • Аватар пользователя
    Аноним20 ноября 2018 г.

    Человек, прекрати

    Я из тех людей, которые, как только в школьной программе показался Чингиз Айтматов со своей «Плахой», сказала «спасибо, нет» и не показывалась до тех пор, пока уроженец Киргизии не остался позади. У меня в жизни довольно многих таких историй, и не все даже из школьных времен (ну, кто не бегал от книги с кучей положительных рецензий на ЛЛ, а потом все-таки брался за нее?), и конец практически всегда один: оказывается, что книга, которая тебя каким-то мистическим образом отвращала, на деле совсем неплоха. Так вышло и с «Плахой».

    Однако смысл в паническом бегстве был. Уверена, в школе я бы мало что поняла и уж точно не испытала положительных эмоций, а значит, маловероятно, что взялась бы за этот роман снова. И это была бы большая потеря.

    Люди в «Плахе» наводят громкого шороху, но при этом уныло бродят на второстепенных ролях. Блистают здесь волки. Акбара умна, Ташчайнар силен, их потомство обещает быть великолепным. Но – не судьба, потому что судьбу взялся творить человек. Каждая история приплода волков – это одна страница из жизни советского люда, одна-две – о человеческих душах, и еще одна, самая важная, болезненная и пронзительная – о разрушении. Идут параллельно печальные истории людей, жаждущих наживы и похвалы сверху, и волков, наивно пытающихся жить так, как завещала природа, и не так уж заметно сперва, что, собственно, происходит; а потом оглядываешься назад и с удивлением понимаешь: люди долго и упорно выковывали себе беду.

    Мне особенно понравилось, что Айтматов ничего не упрощает. В книге достаточно антигероев, но при этом за преступление, учиненное одним, расплачивается другой. Политика «моя хата с краю», охота за собственной выгодой, нежелание признать окружающих не только соседями, но и братьями, с которыми надо бы считаться, или хотя бы искать компромисс, в результате выходит боком всем и становится причиной кровавых событий. Авдий как будто понял это, попытался исправить, но не преуспел, как, по мнению многих, не преуспел и Христос.

    Неожиданной и несколько смущающей линией выглядит смешение времен. Идея безусловно хорошая, да и нельзя не подумать о том, что при долгом нахождении в степи еще и не туда разум перенесется. Но во мне все бунтует против сцены суда. Допускаю, что это профессиональные издержки, и все же для меня несомненный минус – в сюжет прекрасно уложилась бы христианская линия, однако Айтматов так все отшлифовал и переосмыслил, что она таковой почти не выглядит – только и осталось, что имена да сюжет. Прочти это отец Авдия, думаю, подозвал бы сыну да дал бы ему как следует Библией по башке. У меня осталось смутное ощущение, что, изучая матчасть, Айтматов просто чего-то недопонял – или не проникся (ни библейским сюжетом, ни идеями, которые вложил в Авдия), оттого возникло ощущение натянутости и искусственности.

    Язык романа ожидаемо растянутый и насыщенный, полный печально-лирических оборотов и троеточий. Это несколько утомляет, но когда дело касается степей и похождений волков, создает хорошую атмосферу. Правда, при такой подаче ожидаешь мыслей, которые будут подавать осторожно и порционно, а они выстреливают в лоб.

    Кто еще сбежал от Айтматова – возвращайтесь, попробуйте! Товарищ очень даже неплох.

    69
    7,1K