Рецензия на книгу
Упадок и разрушение
Ивлин Во
Аноним20 ноября 2018 г.Метафизика усов
Будь собой. Прочие роли уже заняты
Оскар УайльдБар сводит нас с интересными людьми. Лишним подтверждением тому является мое последнее знакомство.
Да будет вам известно, что я имею сильнейшую слабость к усам. Свои усы люблю нежнейше и очень ими дорожу, а так же всякого обладателя этого мужественного аксессуара заочно обожаю и проявляю к нему всяческое внимание. Неделю тому назад случилось повстречать мне юношу, усы которого вызывали особый интерес, поскольку совершенно ему не шли. Какое-то время я размышлял, заводить ли мне знакомство с этим необычным джентльменом, но, обратив внимание на то, как грустен он, я не раздумывал более и ринулся в атаку.— Мое почтение, сударь! Простите мою дерзость. Ответьте, будьте так любезны, мне на один вопрос. Вы держите усы в неволе? Ведь очевидно же, что вам чужда растительность сия, да и они, судя по всему, хозяину не рады.
Мой собеседник горестно вздохнул и, помолчав, ответил невпопад.
— Известны ль вам правила игры?
— Какой? — я спросил, нимало не смутившись. Я подозревал, что тот вопрос имеет непосредственное отношение к объекту моего глубочайшего интереса.
— Под названием жизнь. — то был ответ, здорово напугавший меня. Ох, батюшки! Неужто философ! Только этого мне не хватало…
Но он, наметив тень испуга на моем лице, устало произнес:
— Я лишь пытаюсь осознать, каковы правила. Вы понимаете, эти усы, как вы и предполагали, совсем не принадлежат мне. Они принадлежат другому, который встал на мое место. Но, я думаю, мне стоит начать сначала…И знаете, он рассказал. С начала и до конца. И не знал я истории нелепей, грустней, смешней, невероятней. Это уж с какого угла посмотреть. Прожив свой век, я осознал, что тем лишь можно сохранить спокойствие души, что здорово смеяться над собою от души. Простите мне этот каламбур, не удержался-с.
Тем не менее, я не спешил смеяться над рассказом моего нового приятеля, ибо история та не обо мне, а о нем, а над другими смеяться им в лицо — привычка, чреватая дурными последствиями.
Поль Пеннифезер (таково имя бедолаги) проживал свою жизнь чинно и благородно ( до какого-то момента). Потом жизнь, судя по всему, вывернулась наизнанку, но Поль, упустив момент, продолжал жить, как ни в чем не бывало и, как следствие, стал тем, кем я его встретил — человеком с усами, которые ему не идут. Cauchemar!
Но так бывает, когда вы думаете, что у вас все под контролем — живете, осознаете если не счастье своего положения, то, как минимум, его устойчивость. Но потом оказывается, что все решается за вас и без вас. Если пользоваться аналогией самого Поля, то кубики бросал кто-то со стороны. В итоге — бедолагу швыряло из стороны в сторону, после головокружительных подъемов следовали смертоносные пике и так далее. Но я бы не использовал аналогию с игрой. Вы знаете, жизнь ведь не игра. Предположим, какой-нибудь зануда тут же возразит — «твори добро на всей Земле, твори добро другим во благо, и воздастся и отправится и вернется тебе то добро и приумножится твое добро, и так далее». Или что там еще говорят зануды, когда берутся учить других, потому как других всегда учить проще, еще и бесплатно. Суть в том, что другие независимые игроки могут иметь другие, отличные от ваших, принципы и потому любые правила теряют смысл.
Сказал Шекспир: «Весь мир - театр. В нём женщины, мужчины - все актёры». Набившее оскомину старое, вечное. Но в театре есть базовые правила — из старухи вряд ли выйдет прелестная Лолита, из мальчонки — Гаргантюа или Пантагрюэль. То даже не правила, а минимальные требования логики и смысла. Пусть даже жизнь, никчемный режиссер, отвела тебе роль по ошибке, очень может статься, что где-то там кроется подвох и, кто знает, к чему все это приведет. Поль был студент, на этом месте он чувствовал себя прекрасно — он грыз гранит науки, учился жизни, наслаждался ею. Но вот он вырван и перенесен в другое место — там, создается впечатление, все ни на своих местах и все играют роли, отведенные вовсе не им, а кому-то другому. Потому как задерживаться никто не стал — не на своем месте долго не усидишь, жизнь тащит дальше. Но вот Поль — завидный жених, счастливчик и баловень судьбы. Его ли место это? По силам ли ему роль?
Ну что же, далее — тюрьма. Смешно ли, но актеры встретились снова. Скорее всего тюрьма особое место, она пускает в свои объятия всех тех, кто не справился с возложенными на них ролями. Примечательно и то, что Полю комфортно в ее стенах. Зачем играть кого-то? Перед кем? Она лишь неприятность — другие заключенные. Какая жалость, что среди них попадаются настоящие мерзавцы и откровенно сумасшедшие типы (слишком серьезно принимающие свои роли).Чем кончилась история?
Поль вернулся к тому, с чего все началось — студенческая жизнь. С одной поправкой — ему приходится играть роль другого человека, но суть-то в том, что роль его при этом особо не изменилась. Ему комфортно там, где он есть.Как всегда, общение с людьми вызывает во мне рефлексию. Сумел бы я оказаться на месте Поля? В чем была его проблема?
Первоочередное и самое очевидное — парень был беден. Богачам прощалось все — от порченного белья и разбитого рояля до торговли людьми. На деньги можно купить все, особенно такую мелочь, как людскую снисходительность и прощение.
Далее. Поль напрочь лишен инициативы. За всю историю он лишь пару раз озвучил свои желания. Сделал предложение Марго (когда его, грубо говоря, уже вынудили сделать это) и высказал начальнику тюрьмы пожелание проводить время в одиночестве (в этот момент он, скорее всего, в первый и в последний раз осознал свое желание). Если подводить итог — Поль как щепка в бурном потоке, его куда несет, туда он и плывет. Комфорт пребывания в тюрьме весьма показателен. Полю комфортно, когда у него нет обязательств и ответственности, когда его обеспечивают едой, одеждой, крышей над головой, а он занимается тем, что приносит ему удовольствие — размышления и чтение. Занятия, не требующие особой смелости в принятии решений.Итак, его усы — это новое начало. Атрибут, принадлежащий персоне, которую Поль всего лишь играет. Грим, маскарад. И осознав всё это, я сделался печален. Нелеп тот человек, что выбрал роль не по своей мерке, нелепы те усы, что существуют для обмана.
7489