Рецензия на книгу
Дым и зеркала
Нил Гейман
Martis18 ноября 2018 г.Крибли-крабли-бумс
Истории и сказки - тоже в определенном смысле зеркала. Мы прибегаем к ним, чтобы объяснить самим себе, как устроен или не устроен мир. Как и зеркала, сказки готовят нас к грядущему дню. Они отвлекают нас от того, что притаилось в темноте.Декорации готовы, артисты ждут за кулисами. Фокусник, выйдя в центр сцены, представляется зрителям. Это – необычное шоу. Это шоу, где всё перевёрнуто с ног на голову, искажено, изменено, разбито на сотни осколков. По сцене под определённым углом расставлены зеркала, чтобы создать нужный эффект. Ворчливый дедушка, приведший вас на это представление, постоянно раскрывает секреты фокусов, говорит, что всё это – не по-настоящему. В полу обязательно есть люк, ножи бутафорские, кровь – всего лишь краска. Но вам... вам так хочется поверить в чудо. Поверить в сказку. Поверить, что фокусник – настоящий волшебник, а не актёр. И дым уже медленно окутывает помещение, погружая вас в сон...
"Дым и зеркала" – сборник рассказов Геймана, написанных в разные периоды его жизни. В большинстве своём в них присутствует мистика и сказочные персонажи. Это притчи, истории, сказки, есть даже несколько произведений в стихотворной форме. Все они – всего лишь зеркала, грамотно расставленные по закоулкам сюжета. Гейман искажает истории, создавая иллюзию волшебства и превращая их в нечто невероятное.
Всякие великие иллюзии заставляют нас усомниться в реальности."Дым и зеркала" – это сказки для взрослых. На книге не зря стоит ограничение 18+. Секс, некрофилия, педофилия и кровавые убийства в огромных количествах присутствуют в сборнике. Здесь тролли со свисающими членами хотят забрать жизнь ребёнка; чёрный кот каждую ночь сражается с Сатаной, защищая своих хозяев; офисные клерки заражаются непонятными венерическими заболеваниями; одичавшие люди начинают поедать младенцев; а трое деревенских парней в ночи отправляются насиловать немую девушку. Это сборник жутких историй, многие из которых заставят вас оглядываться по сторонам и прислушиваться к малейшим шорохам.
В большинстве рассказов сборника Гейман пытается писать, как многие известные авторы, отдавая им тем самым дань уважения. Так, несколько раз Нил упоминает Лавкрафта и даже погружает своего персонажа в вымышленный городок Инсмут, где главный герой выпивает в компании приспешников Ктулху. Многие истории созданы для журналов и прочих сборников, в "Дочь сов" Гейман пишет в духе Джона Обри, а в "Переменах" лично по моему мнению, был видел стиль Паланика.
Писать — все равно, что летать во сне. Когда вспоминаешь.
Когда можешь. Когда получается. Это легко.Как сказал Фаулер в своём сборнике "Бесноватые" – "Гораздо более темные новые сказки ждут возможности быть рассказанными...". В рассказах Геймана не стоит ждать счастливого конца. Это мрачные, жуткие сказки с трагичным финалом. Сказка о Белоснежке здесь превращается в кровавую историю, Вервульф открывает собственный бизнес по расследованию убийств, обиженный жизнью молодой человек хочет уничтожить всё население планеты, а милая принцесса видит в своём суженом серийного убийцу.
Далеко не все рассказы мне понравились, в некоторых стихах не было рифмы (скорее всего, вина переводчиков), но в целом это добротный сборник, некоторые рассказы из которого затронут вас до глубины души. В мой личный топ вошли такие сказки как "Троллев мост", "Мы можем дать скидку на опт", "Перемены" и "Каков ты на вкус?". Если вы любите мрачные сказки или фанатеете по творчеству Геймана, советую прочитать этот сборник.
Сказки — больше, чем правда, не потому, что в них рассказывается о существовании драконов, а потому, что они говорят нам: драконов можно победить.18532