Рецензия на книгу
Комната Джейкоба
Вирджиния Вулф
Аноним17 ноября 2018 г.Осторожно. Книги, которые заставили замолчать, могут стать причиной бессонницы.
...опускаясь в кресло, она вновь будет вбирать в себя самую душу мгновения.В детстве, когда я гостила у бабушки, любила временами доставать из полки довольно тяжелую штуку и смотреть "фильмы". Как сейчас выяснилось, штука эта называется фильмоскоп, а "фильмы", как уже стало понятно - набор кадров с пленки. У бабули таких было много, а само таинство подобного "просмотра" отчего-то безумно меня завораживало, несмотря на то что настроить это чудо техники было задачей не из лёгких. Но каким-то чудом я справлялась. Сама.
Так вот, эта книга напоминает мне как раз подобную скрученную пленку с кадрами. И если бы я была редактором - вряд ли бы вовсе стала её печатать по стандарту. Не представляю её вот так как все. В идеале она должна выглядеть как кипа склеенных кое-как и вразнобой бумаг, бумажек, салфеток и даже листьев, где порой с трудом различимо нашкрябаны какие-то слова. И она обязательно должна быть бесформенной - текучей, плавной, невесомой. Но кто станет так печатать, верно? Потому возвращаемся к пленке. Если вдруг не знаете (а я не уверена, пишу по своим воспоминаниям и весьма скудному опыту любопытного ребенка) - "фильмы" с фильмоскопом смотреть можно только на подходящей для этого стене, в темноте и тщательно настроив эту штуку. С этой книгой Вирджинии Вулф, на мой взгляд, всё обстоит точно также. Настроив свет и изображение, словив момент, когда вокруг тишина и спокойствие - читатель сможет в кадрах вразнобой увидеть историю, сможет прочувствовать и прожить её. Если только он или она в принципе любитель повествования штрихами, ниточками...
Если только при помощи фантазии эти кадры начинают двигаться, состыковываются в историю.
Если только недосказанность, оборванные на половине фразы говорят больше, чем диалоги на несколько страниц.
Если только несколько ничего не значащих фраз, бездумно (всегда ли?) брошенных могут раскрыть характеры персонажей лучше, чем...А ещё, я в детстве очень любила собирать пазлы. И чем больше там было составляющих - тем лучше, а если они ещё и мелкие - так вообще практически рай. Часами могла сидеть, пока картинка не становилась такой, какой мне хотелось её видеть.
Так вот, эта книга и в этом напомнила мне это наслаждение для зануд. Аккуратно составленная жизнью картинка из пазлов. Картинка из намеков, мыслей, образов, предметов - тот ещё пазл со множеством составляющих. Чарующие описания, того обыденного и прекрасного, что замечает лишь избранный, пробирающие до дрожи. Множество персонажей, о характере и значении в романе которых можно лишь смутно догадываться, внимательно слушая и ещё более внимательно наблюдая за тем, как их воспринимают другие. И, особенно, как их воспринимает Природа - ещё один, стоящий отдельного упоминания, персонаж романа. Но, конечно, в основном всё крутится вокруг Джейкоба Фландерса. И вокруг всего, что есть, было и будет. Течение времени тут по ощущениям подобно утекающей сквозь пальцы воде.
Века плескались у ног как волны, по которым хоть сейчас отправляйся в плавание.И, наконец, я люблю узнавать что-то новое. И в детстве тоже это любила. Так вот, Вирджиния Вулф (как же мне чертовски нравится совместное звучание этих двух слов!), сейчас Вас многие знают как писательницу, покончившую жизнь самоубийством. Или женщину, страдавшую биполярным расстройством. Или как ту, кто изменил восприятие литературы. Признаться, со всем этим грузом читать было бы слишком тяжело и в какой-то мере чересчур ответственно. А также, пожалуй, несправедливо. Ведь это наше знакомство, лишь начало пути, верно? Потому в какой-то момент, незаметно для себя, Вы были для меня просто Вирджиний Вулф, которая только-только написала эту книгу, о которой ещё никто не слышал. И спасибо Вам. Пусть мне моментами казалось, что в пазле есть лишние, лишние, лишние детали, а фильмоскоп, казалось, настроен не так и не туда - всё равно знакомство считаю состоявшимся идеально. Именно с этой книги. Только так.
И теперь стоит вопрос: куда Вы свернули дальше, Вирджиния? На ту тропу, где мы пойдем вместе, где я смогу уловить все то неуловимое, что в этом романе словно мелкий дождик накрапывает? Или на ту дорожку, где сквозь толщи тумана и образов мой пазл разбежится, рассеется, словно дым от сигареты морозным утром?
...в душе у нее росла какая-то непонятная печаль, словно время и вечность просвечивали сквозь жилеты и юбки, и люди у нее на глазах обреченно двигались к концу.До встречи, умеющая ловить мгновение и рисовать при добровольной помощи слов.
191,8K