Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Harry Potter and the Methods of Rationality

Eliezer Yudkowsky

  • Аватар пользователя
    Аноним15 ноября 2018 г.

    Увлекательная мёртвая книга

    Перо Роулинг не касалась данной книги, она всего лишь придумала героев и этот мир «чародейства и волшебства». Юдковский написал фанфик. И поэтому не избежать сравнения. Думаю, автор это и сам понимал. И даже подчёркивал, активно улучшая сюжет и латая логические дыры. Книгу сейчас готовят к печати (некоммерческой), перевод сделан довольно хорошо за исключением мелких ошибок, которые можно проигнорировать.
    Давайте договоримся: сокращением ГП я буду обозначать оригинальные книги о Гарри Поттере, написанные Роулинг, а МРМ – будет относиться к книге Юдковского.
    МРМ – очень увлекательная и очень неровная книга, как будто автор не совсем определился, что он пишет юмористическую пародию, научный трактат или кровавое месиво.
    Оригинальная книга о Гарри Поттере взрослела постепенно. И это было очень естественно – как сама жизнь, как всё, что происходит в природе.
    Книга МРМ – жёсткая, не для детей и даже не для подростков. Её нужно читать с уже выращенным внутренним стержнем, чтобы на её вопросы были свои ответы. Потому что если вопросы только-только зарождаются, и ответы ещё не прочувствованы и не продуманы, книга может склонить несколько не в ту сторону.
    Раньше я всё недоумевала, что такого героического в Гарри Поттере? Ему же все помогают, сам он почти ничего не делает! В МРМ главный герой всё делает сам, один. Что ж. Я наказана вполне.
    Автор не любит ни своих героев, ни своих читателей. Одни для него – набор для сборки, другие – анатомический театр. Зато второстепенные персонажи нарисованы более выпукло, их внутренний мир проработан лучше, чем в ГП. Но при этом сочувствия к ним не возникает, как будто герои все по отдельности, надёрганы из разного и вынуждены действовать в одном сюжете.
    Сюжет осложнён огромным количеством интриг. Я даже не припомню такого клубка в какой-то другой книге. Интригуют все против всех, интрига на интриге сидит и интригой погоняет. В какой-то момент как-то устаёшь за этим следить. Объяснение «всё не так, как кажется, потому что это ему память стёрли» настолько часто повторяется, что приедается и вызывает скуку. И невольно ловишь себя на мысли: «Что? Опять волки?» Детская попытка спрятать улики, вместо того, чтобы продумывать психологическую и сюжетную основу действия. Такое откровенное читерство лишает сюжет стройности и чёткости.
    Тем не менее, в самих методах рационального мышления и попытках подойти с научным подходом к жизни (и магии) есть некоторые полезные лайфхаки, которые могут помочь в жизни. Только избави бог их использовать при построении отношений с людьми.
    Один очень уважаемый мной человек сказал, что Гарри Поттер отстраняет детей от Шекспира, что дети, начавшие с ГП, никогда не возьмут в руки Пушкина, что книга учит не тому, что в ней все проблемы решаются магией, а в жизни так не бывает и потому она не даёт верных ориентиров. А мне кажется, что магией в ГП решалось как раз довольно мало, и основной акцент был на решения души. Сначала души. В этой связи интересно, что рациональное мышление – вторично и не оригинально.
    Не надо считать, что меня отвратил натурализм. Я читаю разные книги. Любимый Достоевский – тому доказательство. Но после тьмы и кровавого месива, после депрессии и отчаяния – должен быть катарсис. Это – признак хорошего искусства, иначе – можно выкинуть всё, что сделано.
    К развязке МРМ герои перестали действовать в рамках своей внутренней психологической логики окончательно. Хотя завершение книги в некотором роде интересно: сюжет несколько закольцован и не явно выброшен в помойку.
    Вот только несмотря на всю магию и нелогичность, некоторые проколы и нестыковки, изначальный Гарри Поттер – полон жизни и несёт жизнь. Не столько телесную, сколько душевную (тем не менее, не духовную).
    ГП – сродни притче, а МРМ похож на букварь технократии. Честно говоря, когда я впервые прочла позицию главного героя МРМ по поводу смерти, у меня невольно вырвалась мысль: «Вы что, серьёзно что ли?!» До взвизга Воланда, конечно, не дошло, но я долго не могла поверить, что цель – победить смерть на физическом уровне. Это даже не «счастья для всех даром»…
    Наш мир – дуален, и смерть – это сторона жизни. Её нельзя просто так вычеркнуть. Когда в хорошей книге погибает герой – это, конечно, грустно, но необходимо: его смерть двигает сюжет, благодаря ей другие герои растут и меняются. Может ли жизнь быть хуже книги?
    Разрушение нужно перед созиданием (смотрим Тримурти и роль Шивы). «Чтобы сказанное слово было услышано, нужна тишина до и после него» (смотрим Урсулу Ле Гуин).
    И если человечество думает, что ему нужна волшебная таблетка от смерти, значит, оно ещё слишком молодо и не готово. И это пафосное в конце МРМ: «Мы наш, мы новый мир построим» - где-то я уже слышала.
    Мне показалось, что книга неправильная – как некромантия.

    10
    2,3K