Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Макулатура

Чарльз Буковски

  • Аватар пользователя
    Аноним6 июня 2011 г.

    Посвящается хорошей литературе, которая посвящается плохой литературе.

    Одно время Буковски в переводе Голышева усердно печатала "Иностранка", и, помню, новеллки эти мне до странности нравились. Так в детстве нравится какая-нибудь определённая микстура, потому что остальные ещё гаже. При передозировке микстура доктора Чинаски отдавала перезрелым Холденом Колфилдом. Но с каким же трепетом я открывала "Макулатуру". Роман шестой-и-последний, без пяти минут посмертный, подзанавесный, белокровный.

    Если бы печень умела говорить, не возникло бы надобности в Обществе анонимных алкоголиков.

    Буковски и его злокозненного альтер эго и тёзку Чинаски воспринимаю, кроме шуток, как голос печени. У разума есть голос, у крови, у сердца, кишки, и те ворчат - отчего бы печёнке, органу почтенному и склонному к самопожертвованию, не вещать от своего собственного имени? Внимание, внимание, говорит нутро. Научитесь ко мне прислушиваться, такие-сякие, и отпадёт необходимость в Обществе Анонимных алкоголиков, ибо станете признавать своё бессилие перед [подставить по вкусу] безо всяких проповедей, чаепитий и программ 12 шагов.

    Бывший католик - всё равно что бывший сенбернар. У "Макулатуры" есть невидимый эпиграф:
    [Господи,] Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня.
    Это из Псалма 38, а параллелей в Библии данный стих не имеет.

    Почему Буковски - экзистенциалист? Да потому, что где умный промолчит, там Буковски правду скажет. Когда вся страна распевала под гитарку We Shall Overcome и ребячески веровала, что мы вот так вот прямо возьмём и преодолеем, старый хулиган немецко-польского происхождения аргументированно доказывал, что не существует никакого "мы" и никакого преодоления. Ник Билэйн, частный детектив, хоть и разминулся с Генри Чинаски на лестнице, тоже исповедует сию благородную истину. За Синюю птицу ему не заплатят, что ж, будем искать Красного воробья.

    - Моя фамилия Гроверс, Хал Гроверс, мне нужна ваша помощь. В полиции меня подняли на смех.

    • Что случилось, мистер Гроверс?
    • Меня преследует космический пришелец.
    • Ха-ха-ха, мистер Гроверс, давайте серьезно...
    • Вот видите, все надо мной смеются.
    • Извините, Гроверс. Но прежде чем мы продолжим разговор, сообщу мою таксу...
    • Деньги для меня не проблема. Проблема - женщина.
    • Какая женщина, Гроверс?
    • Черт, про какую мы говорим? Космический пришелец.
    • Космический пришелец - женщина?
    • Ну да, ну да...
    • Откуда вы знаете?
    • Она сама сказала.
    • И вы ей верите?
    • Конечно, я видел, что она вытворяет.
    • Например?
    • Ну, вылетает через потолок и так далее...
    • Вы выпиваете, Гроверс?
    • Конечно. А вы?
    • Без этого разве можно...

      Было бы соблазнительно счесть "Макулатуру" такой лёгонькой пародией на все разом жанры бульварной белиберды: от дюдика в духе Майка Хаммера до конспирологически-космически-оккультного чтива плюс порнографийка, плюс карты-деньги-два ствола. Но что-то (возможно, пресловутая печень) подсказывает, что на смертном одре лёгонькие пародии не пишутся. Что ж, каково наследство, таково и завещание.

      Три закона дерьмодинамики Буковски-Билэйна, или как правильно искать Красного Воробья.

      1. При встрече с Госпожой Смертью не спеши отворачиваться - у неё така-а-ая задница!

    • Надеть утром туфли - и то победа.
    • Радуйся, что ты не свиная голова.

      Спасибо, youkka , спасибо флэшмобу 2011 года, великолепная книга была прочитана в гармонирующее с ней время.

    85
    1K