Рецензия на книгу
Atonement
Ian McEwan
Аноним14 ноября 2018 г.Казнить нельзя искупить
Сегодня Иэн Макьюэн – лицо британской интеллектуальной литературы, один из писателей, по которому можно тестировать качество творчества начинающих романистов. Книги Макьюэна могут нравиться или не очень, но то, что он заслуживает внимания читателя, - это определенно.
Раннее творчество автора – беспокойные поиски себя, своего стиля и того, о чем хочется сказать, желание удивлять и даже шокировать читателя. На мой взгляд, именно во время работы над романом «Искупление» он, наконец, находит свою зону комфорта. Макьюэну невероятно идёт подобный стиль изложения, тематика, тот временной период, тонкая, но глубокая связь бытовой трагедии двух семей и страшной всемирной болезни под названием война.
Девочка Брайони Таллис, настоящая фантазерка и выдумщица, пишет пьесу специально к приезду своего любимого старшего брата. В пьесе главная роль отведена, конечно, ей, а второстепенными персонажами по своей воле или против нее предстоит выступить кузенам Брайони, сбежавшим от развода родителей к тете и дяде.
Тем временем, старшая сестра Брайони – Сесилия только что закончила колледж, нудится от жизни за городом и хочет вырваться в большой мир. Робби Тернер, сын уборщицы в доме Таллисов, умный, способный парень, временно подрабатывающий ландшафтным дизайнером, мечтает о карьере врача и его мечта вот-вот осуществится.
В день приезда брата, Брайони становится свидетелем странной сцены у фонтана между Сесилией и Робби. Девочка интерпретирует её по-своему, а то, чего не может понять, - додумывает. Тем же вечером в их доме происходит изнасилование, а у Брайони и в этом случае своя версия случившегося.
Детская ошибочная уверенность и злобная настойчивость, разбавленные цепью катастрофических случайностей и совпадений, приводят к тому, что жизни семей Тернеров и Таллисов разрушаются. Затем в ход истории вмешивается война, и уже ничто никогда не будет прежним.
Роман «Искупление» структурно поделен на три части, они отличаются так, будто были написаны разными людьми в разные времена. Первая – липкая, расслабленная, но полная страсти и огня, описывает в мелких деталях один день из жизни Таллисов, вторая целиком посвящена ужасам войны и желанию выжить в аду ради единственной цели, а третья – это боль, самобичевание, описание работы врачей и медсестер в неспокойные времена и стремление к тому самому искуплению, которое вынесено в название книги. Случилось ли искупление, да и возможно ли оно? Макьюэн дает свой ответ на этот вопрос, я с ним согласна.
Книга великолепна во всем. Необычная структура повествования, переплетение правды и вымысла, игра контрастов нежной любви и ужаса войны, отличные, понятные читателю персонажи, но не это главное. Макьюэн сделал ставку на саму историю и не прогадал. Читателю не так важно знать, кто был настоящим преступником, как то, чем закончится весь тот мрак, который натворила Брайони.
В конце концов, мы получаем правду, поданную безэмоционально и будто бы между строк, так, что её легко пропустить в тексте, а для того чтобы всё полностью осознать и принять, придется тот абзац на последних страницах прочитать дважды.
Впервые прочитала книгу сразу после выхода фильма. Он снят с практически постраничной точностью, но слегка изменившаяся концовка придает ему изюминку. Книга и фильм в этот раз одинаково прекрасны, а различаются лишь посылом – в одном случае искупление наступило, а в другом – нет. Кира Найтли в роли Сесилии играет Анну Каренину, но она красивая актриса. Сирша Ронан в роли Брайони и Джеймс Макэвой в роли Робби (моя любовь еще до того как любить Макэвоя стало мейнстримом) - те, ради кого стоит посмотреть фильм, даже если книга не понравилась.
Макьюэн пишет, что единственным приемлемым решением проблемы было бы отменить прошлое. И с этим нельзя не согласиться.
221,7K