Рецензия на книгу
Неуловимый Хабба Хэн
Макс Фрай
Аноним14 ноября 2018 г.Как сказала мне мудрая тетенька, почти даром сделавшая мою скромную персону счастливой обладательницей двух чудесных историй в изумрудном переплете, Хроники Ехо - это вам не Лабиринты, их можно спокойно читать вне установленного автором порядка. Главное - героев немножко знать, иначе уж никак. Мое стремление к упорядоченности отчаянно бунтовало, но было в корне задушено голосом маленького внутреннего книгочея - мол, если идти по порядку, то ты вообще никогда (читай - в это лето так точно) до этих историй не доберешься, а они вон какие - почти новенькие, с буковками, лежат на полке совершенно непрочитанные. Непорядок.
История про Хаббу Хэна - точнее, про его поиски прекрасным сэром Максом - рассказана самим сэром. Правда, изрядно повзрослевшим и что-то невообразимое перенесшим. Макс нынешний (могущественное и достаточно рассудительное существо, что не мешает ему, впрочем, сидеть на деревьях и болтать с девушками-кошками) вспоминает похождения Макса давнишнего, однажды осознавшего свое могущество и не имеющего ни малейшего понятия, как его обуздать. Точнее, как обуздать самого себя, дабы не навлечь на окружающих незаслуженные беды. Для этого перед ним поставлена неразрешимая на первый взгляд (да и на последующую сотню, как по мне) задача - найти великого Магистра Хаббу Хэна, основным условием встречи с которым считается пограничное состояние. В случае Макса - между "хочу" и "не хочу".
Я люблю всякие метафизические штуки, особенно, если они красиво и здорово вплетаются в ткань окружающей реальности. Тем не менее, первая половина книги меня, можно сказать, даже утомила - не столько непонятностями и невероятностями, сколько многочисленными отсылками к предыдущим историям. Прошлое всегда переплетается с настоящим, одно следует из другого, а случившееся в одной книге может быть объяснено только через три - так бывает. Но вот эти отсылки меня отчего-то жутко коробили, сама не понимаю толком. И ушла та невероятная легкость, с которой погружаешься в созданный автором мир - сам главный герой, чьи суждения о мире неизменно вселяют уверенность в прекрасности этого самого грешного мира, вдруг перестает быть оплотом оптимизма и жизнерадостности. Но ничего не бывает неизменным, к этому просто нужно относиться с пониманием.
Безумно порадовал обряд обмена Тенями с сэром Шурфом - сама идея жизни под иной личиной, причем очень знакомой и одновременно, такой незаурядной - крайне любопытна. Понимание того, что ты - настоящий ты - только сторонний наблюдатель за собственной, казалось бы, жизнью и тем, как ты ее устраиваешь - очень красивая теория. Как мне кажется.
Резюме: Все-таки Фрай - это совершенно отдельная часть литературной Вселенной, без знакомства с которой невозможно по достоинству оценить многие вещи. Так просто и изысканно рассказывать о том, что жизнь прекрасна и удивительна в мельчайших ее проявлениях, в любых ситуациях, при любом настроении - нужно быть крайне мудрым человеком. Тем не менее, для того, чтобы это чудо продолжало ощущаться как нечто невообразимое, ни в коем случае нельзя переборщить. Так что, думаю, еще одна история (та самая, во второй зелененькой обложке), и пока хватит.
2218