Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Рико, Оскар и тени темнее темного

Андреас Штайнхёфель

  • Аватар пользователя
    Аноним13 ноября 2018 г.
    У меня почти всегда хорошее настроение, но знаю я не так много. Оскар знает огромное количество странных вещей, но при этом настроение у него хуже некуда. Наверно, это так надо, если ты очень умный — только подумаешь о чём-нибудь хорошем, как в голову тут же приходит ещё и парочка каких-нибудь ужастиков.

    В каждом из нас живёт ханжа, который страшно округляет глаза при виде слова «какашка», а ещё шепчет: «Вот же срам!» — и возмущается, встретив упоминания о наркотиках, изнасилованиях и проституции — разве можно о таком говорить?! нет, это встречается где-то, но очень далеко, и нечего писать всякую чернуху! Вот только правда как раз-таки в том, что писать о таком нужно.
    Мальчик Рико, как и большинство детей, не боится слова «какашка», а его мама работает в ночном клубе — пожалуй, мне хочется верить, что она официантка или танцовщица, но вполне вероятно, занимается она несколько другим. Рико не конкретизирует, да и, наверное, не знает подробностей. Он просто любит маму: мама классная и много для него делает. Жалко, что у неё нет мужа, но Рико даже присмотрел ей одного красавца — нового соседа.
    Соседи представляют особый интерес для Рико. У него нет друзей, но зато он знает всех, кто живёт в том же доме, что и он, и любит изучать квартиры. Люди считают, что он странный. Но Рико не глупый — он просто особенный: думает медленнее, часто забывает даже то, что важно, не может запомнить, где лево, где право, и нервничает, когда нужно о многом поразмыслить, когда совсем не понимает, что имеют в виду люди, или когда на него давят с принятием решений.
    И вот Рико встречает мальчика Оскара — тоже не совсем обычного. Он всегда носит шлем, чтобы не пораниться, и знает целую кучу всего обо всём.
    Рико рад, что у него может появиться друг, но — в городе промышляет похититель детей — Оскар пропадает, и, кажется, только Рико знает, где его найти.
    «Рико, Оскар и тени темнее тёмного» — это в чём-то наивная история: похититель не делает с детьми ничего действительно мерзкого и ужасного, просит как выкуп не особо большие суммы денег, а Рико, конечно, удаётся помочь Оскару и поспособствовать поимке похитителя — тому, что полиция не могла сделать уже довольно давно. Но этим-то история и хороша — тем, что не пытается навести страха и научить, что такое хорошо, а что такое плохо, через драматические или даже трагические события, а просто показывает, какими разными бывают люди и что даже мальчик с задержкой умственного развития кое-что понимает и может дружить, помогать, совершать поступки, на которые не у каждого хватит смелости. Эта книга о том, что тени темнее тёмного перестают пугать неизвестностью, стоит взглянуть на них поближе. О том, что ради важных людей можно перебороть страхи.
    Она написана легко, с большим количеством моментов, забавных из-за особенностей восприятия и мышления Рико. Наверное, юмор всё же, что называется, на любителя, потому что иногда его оттенок приближается к чёрному. Но отвергать такой юмор настолько же по-ханжески, как и порицать автора, употребившего слово «какашка» и рискнувшего заговорить на не совсем детские и простые темы.
    Может быть, иногда мы слишком загоняем себя в рамки того, каким должно быть окружающее. Правильные книги написаны литературным языком, дети бывают умственно отсталыми так редко, что незачем об этом писать, а мамы не работают ночами в клубах, иначе это какие-то совсем неприличные женщины, нельзя же так!
    Вот только в мире, где есть лишь правильные книги без щекотливых тем и просторечных слов, нет места и людям, которые отличаются от других.

    3
    286