Рецензия на книгу
Заблудившийся автобус
Джон Стейнбек
Аноним13 ноября 2018 г.Вы сказали, есть только два пути. Так вот, их три.
Я не умею читать Стейнбека. Читаю его слишком быстро, словно бульварную литературу. Генри Торо в своей книге "Жизнь в лесу" писал, что великие книги надо читать также размеренно, как их писал автор. Это действительно тяжело, потому что произведения Стейнбека очень легко читать.
Помню, когда я читал "Отцы и дети" Тургенева, я переживал - вот бы Базаров сошелся в диалоге с Павлом Петровичем. Я буквально трепетал в ожидании этой схватки идеологий и умов, отсекая все остальное в повествовании, как менее значительное. А в романах Стейнбека, в частности в данном романе, множество своих Базаровых и Павловых, да еще и запертых обстоятельствами в автобусе посреди глухой дороги. И я ждал их дуэлей. Сгорал от нетерпения, когда каждый из них предстанет со своими аргументами перед оппонентом - обнажат клинки, словно дуэлянты из рассказа Джозефа Конрада. И сколько полутонов я пропустил, сколько аллюзий? О, они были - точно знаю. Думаю, что даже небольшой рассказ Стейнбека надо читать не спеша, по возможности анализировать каждую главу. Здесь психологизм. Иной раз Стейнбек описывает его прямолинейно, а иногда дает читателю понять что-то самостоятельно.
И все-таки произведение слишком короткое. Оно не дает развернуться каким-то более тонким нитям психологии героев. Осталось впечатление, что Стейнбек "закопал" своих персонажей, словно заблудившийся автобус, а намаявшись с ними, выкопал их и пустил в путь до Сан-Хосе. А ведь тот кризис, что зарождался в мистере Причарде можно было раскрыть шире - раскрутить его до полной агонии и "выплюнуть". Внутреннее состояние Нормы - после преображения и борьбы с Прыщом - можно было описать глубже.
Но, это я просто "точу острие", чтобы не быть Реньельмом из произведения Стриндберга. В конце концов, сколько всего еще надо обдумать из этого романа, сколько связей и аллегорий расшифровать.
5810