Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ключ из желтого металла

Макс Фрай

  • Аватар пользователя
    Аноним9 ноября 2018 г.

    Ну вот и пришла моя очередь рассказать о своих впечатлениях от книги. Скажу сразу: история сэра Макса из Ехо – одно из самых любимых моих произведений, поэтому я приступала к книге с особым настроением, предвкушая что-то волшебное и невероятное. И в итоге я не могу сказать, что я книга меня разочаровала, но я ожидала чего-то большего. У автора по-прежнему тот самый стиль, тот же самый юмор, те же глубокие философские мысли через страницу. Но проблема в том, что всё остальное то же самое, что и в книгах о Максе. Тот же самый герой-бездельник, у которого всё в жизни получается, а он то ли не подозревает об этом, то ли старательно игнорирует. Тот же самый любящий наставник-отец, который одобряет все идеи и поступки главного героя, переживает за него и просто наблюдает со стороны по большей части. Те же милые и необычные персонажи. Но к середине книги становится скучно. Все, кого встречает герой, какие-то необычные. Я уже не говорю про то, что автор выбирал максимально редкие имена (хотя, может, они только для меня редкие). Это не плохо. Мне это понравилось. Но создаётся ощущение, что автор категорически не хочет экспериментировать. У него все персонажи – готовые шаблоны, которые отличаются внешностью и своими причудами. У него одни и те же странные ситуации, в которых есть какая-то конкретная магия. Меня восхищают миры Макса Фрая, его идеи. Его мысли. Его взгляд на мир. Но они хороши только один раз и в контексте одной истории, такой как мир Ехо. Дальше нужно что-то новое. Автор, как я понимаю, проецирует свою жизнь в своих героях. Они талантливые бездельники (не хочу обидеть автора), которые не могут жить без кофе и хорошей и качественной еды, у них нет каких-то целей, но при этом они наслаждаются жизнью и живут в своём маленьком мире, из которого их вытаскивает магическая реальность. Они примерно одинаково мыслят, ведут примерно одинаковый образ жизни и всё делают примерно одинаково. Хочется чего-то нового.
    Но вернёмся к книге. Мне понравилась её атмосфера, но только на первых порах. Чем дальше я читала, тем больше мне хотелось отдохнуть от героев и ситуаций. Я так и не поняла, сколько дней прошло в книге, и что происходило днём, а что вечером. Я так и не поняла, кто плохой, а кто хороший. Я так и не поняла, зачем произошло всё то, что произошло. Ну да, понятно, герой должен был сам захотеть этот ключ, но в итоге что изменилось? От финала я ожидала большего. Когда ты всю книгу заинтригован, уже устал от чудес, но хочешь узнать уже наконец, чем всё закончилось, а получаешь многозначный непонятный обычный финал, становится до слёз обидно. Много странных событий, которые произошли в книге, так и остались нераскрытыми. Я очень не люблю, когда главный герой, по сути, ничего сам не делает, а только следует какому-то плану, установленному людьми свыше. Ему внушают, что он это решил сам, его подталкивают делать то, что он вроде как бы хочет, и ему не оставляют выбора. Он – марионетка. И это очень неприятно.
    Следует отметить, что в книге был мат. Я к нему отношусь, в принципе, спокойно, но в литературной речи он меня настораживает. Да, он придаёт живости и реалистичности героям и сюжету, но здесь, на мой взгляд, он был совершенно неуместен. У автора такой необычный слог, такие метафоры и эпитеты, а он пользуется скучным, банальным, житейским матом. Меня каждый раз корёжило. За книгу встречается не больше пяти матерных слов (если не считать прекрасные стишки Жутоковской), но они заставили меня даже разозлиться на автора за то, что он их использовал.
    Ну и последнее. То, что история Филиппа Карловича – это переработанная история Буратино, поразило меня. Я это узнала и поняла только тогда, когда прочитала другие отзывы и рецензии. И честно говоря, я немного расстроилась. Конечно, это мои личные ощущения, так как я не люблю сказку про Буратино, но мне показалось странным делать из простой детской сказки такой завёрнутый и сложный сюжет, который, по сути своей, отличается от первоисточника только вмешательством мистики и скрытых смыслов.
    В общем, спасибо автору за эту книгу, я получила свою долю удовольствия от восхитительной формы изложения. Но перечитывать книгу я, думаю, не захочу.

    5
    247