Рецензия на книгу
Искра жизни
Эрих Мария Ремарк
olgala878 ноября 2018 г.«Вселенское зло торжествовало победу; заповеди добра были осмеяны и втоптаны в грязь, закон жизни поруган, заплеван и расстрелян; разбой стал обычным делом, убийство превратилось в заслугу, террор был возведен в ранг закона...»
Для меня в этой цитате заключена вся суть не только книги, но и самой Второй мировой войны. Я даже не знаю, что еще можно добавить. Все слова, которые приходят на ум, — ничто. Они просто бессмысленны. Они не отразят всей глубины произведения!
Я не устану повторять, что середина ХХ века — величайшая катастрофа, время нечеловеческих, адских страданий. Я просто не имею ни малейшего представления, каким великим чудом люди смогли выстоять и выжить. И не важно где: в оккупации, в концлагерях, в блокаде, в бою, на линии фронта... Мне кажется, что тем, кто пережил войну, место в раю по умолчанию заготовлено. Потому что ад они уже прошли.
Красной нитью в романе проходит тема надежды и веры в освобождение. Надежда — очень коварная дама, способная как свести с ума, так и вдохнуть жизнь в уже отчаявшиеся души. По неуловимым знакам ветераны барака 22 в концлагере Меллерн (на самом деле Бухенвальд) поняли, что освобождение уже близко, и это ощущение придало им сил и уверенности. Помогло им выстоять и выжить.
Роман был написан в 1952 году, но в России он был впервые издан в 1992. До того его не издавали по одной простой причине: коммунизм в романе предстает не меньшим злом, чем фашизм. Наверное, поэтому, 509-й, один из главных героев, погибает при освобождении лагеря. Его оппонент Вернер — такой же заключенный концлагеря, но вместе с тем еще и коммунист. После уничтожения фашизма Вернер не исключает и даже не скрывает от 509-го, что власть в свои руки должны взять коммунисты. При всем при этом убийства, пытки, концлагеря также будут существовать, но лишь по мере необходимости. «Мы не бываем жестоки просто из жестокости — только по необходимости». Ну-ну... Жестокость — она и в Африке жестокость.
А 509-й выступал всего лишь за человечность, за терпимость и за право каждого иметь свое собственное мнение. Может, поэтому он и погиб? Потому что в послевоенном мире нет места ни личности, ни мнению. Только одно коллективно-партийное сознание...
7734