Рецензия на книгу
Вверх по лестнице, ведущей вниз
Бел Кауфман
Аноним8 ноября 2018 г.Двусторонний творческий анализ
Пункт первый. Начать отзыв на прочитанную книгу с зарисовки из фантасмагории.
Выполнение. В подвале школы стоял огромный Компьютер на интегральных схемах. Не такой огромный, как мог бы быть ещё пару лет назад, но всё же внушительный.
Когда его включали — каждый сентябрь, — по зданию школы пробегали мелкие, почти незаметные вибрации. В течение года такие вибрации позитивно влияли на учеников и учителей, делали их вялыми, сонными и восприимчивыми к внушению, поэтому о вибрациях никто не беспокоился. Администрацию больше заботили ученики, прогуливающие уроки, и учителя, опаздывающие к началу занятий. Не получая таким образом должной «завибрированности», в течение года они обычно доставляли много проблем. На последнем заседании было решено предпринять ряд мер, от информирования и вплоть до самого жёсткого административного наказания.Но в этот раз что-то пошло не так ещё на этапе включения Компьютера. Обычно эту почётную миссию возлагали на директора школы, Максуэлла Э. Кларка, и сегодня он, после пламенной речи о значимости образования, нажал под торжественную музыку Большую Кнопку. ...И ничего не произошло. Компьютер не включился, здание не завибрировало, дети не ощутили сонливость. Начало учебного года пришлось отложить.
Вызванный из Министерства специалист установил, что комплектующие Компьютера износились и устарели, программное обеспечение также требует обновления, да и система в целом нуждается в реорганизации. Специалист был послан далеко и надолго, но администрация, помня его рекомендации, пригласила нового учителя. Случайно или нет, однако лишь после этого действия Компьютер запустился.
Начальник административного отдела и отдела снабжения Джеймс Дж. Макхаби устало сел в кресло перед загоревшимся экраном. Новый учитель был женщиной, и уже одно это сулило проблемы. К тому же она оказалась красавицей и идеалисткой, — хуже не придумаешь. Как её там, мисс Сильвия Баррет? Нач. адм. о. с. Дж. Дж. Макхаби решил дать ей самый неуправляемый класс — из-за максимальной удалённости от подвала дети не «завибри-ро-вы-ва-лись» в должной степени, — и утопить неопытную учительницу в циркулярах и постановлениях. Сама уйдёт.
Как назло, проблемы после этого блестящего решения не закончились. На экране вместо приветливой заставки операционной системы «Bureaucratic Machine 1965» высветилось зловещее окошко с надписью: «Для разблокировки пришлите SMS на номер +555 13-666». Начальник административного отдела Дж. Дж. Макхаби вцепился в свои волосы и закричал: «НЕЕЕЕЕЕЕЕТ!!!» Но Компьютер уже оказался во власти вируса «Barrett.exe». И Макхаби оставалось только кричать и представлять худшее: как учителя приходят в себя и начинают больше внимания уделять ученикам, а не циркулярам; как ученики просыпаются и начинают мыслить самостоятельно; как между ними устанавливаются тёплые и доверительные отношения; как забота о ребёнке выходит на первый план, задвигая в тень заботу о порядке.
Пункт второй. Провести бездоказательный интуитивно-эстетический анализ художественного произведения.
Выполнение. Несмотря на сводящую с ума бюрократическую мешанину, книга очень трогательная, особенно из-за главной героини — Сильвии Баррет. Поражает контраст между этим исчадием ада (я про школу, если что) и маленькой, хрупкой учительницей-идеалисткой. Даже мне хотелось прорваться сквозь все бумажные препоны и защитить её, хотя я сама не блещу ни мощным телосложением, ни хотя бы принадлежностью к сильному полу. Таким людям не место в этом мире, так что я рада, что Сильвия — всего лишь выдумка.
И этот же факт заставляет меня грустить. Если она выдумка, то кто спасёт нас и наших потомков?
Сильвия всё время сомневается, правильно ли поступает, верно ли относится к детям, достойна ли быть учителем и т.д. Её сомнения понятны: выйдя из стен своего учебного заведения, она окунулась в реальную работу и испытала немало разочарований, особенно в себе. И в то же время — это единственно возможный способ быть хорошим учителем: не костенеть, искать лучшие способы наладить контакт, стараться стать лучше для детей, а не для себя. Когда разочаровываешься в себе, когда разрушаются иллюзии, когда прозреваешь — только тогда появляется возможность стать лучше, если, конечно, не опустить руки и не удариться в саможаление. Способ выматывающий, но честный.
И вот такую героиню придумала Бел Кауфман, чтобы разрушить адскую машину, маскирующуюся под школу имени Калвина Кулиджа.
Чтобы рассказать эту историю, Кауфман выбрала не самый лёгкий путь — модифицированный эпистолярный жанр, подражание бюрократическим бумажкам. У неё получилось что-то вроде двустороннего творческого анализа реальной, но не бросающейся в глаза проблемы в настоящих школах: с одной стороны, она рассказала правдоподобную историю о том, как человек боролся с прогнившей системой, с другой стороны, наглядно показала, как именно нутро системы сгнило — через приказы, постановления, записочки и письма.
Впрочем, кому-то может показаться, что с такой подачей Кауфман пошла по пути наименьшего сопротивления: знай кропай себе циркуляры в лучших традициях канцелярита, разбрасывай по тексту анонимные и не очень записки, не задумываясь о красоте изложения и т.д. Но с другой стороны, придумывая одну такую записку, Кауфман придумывала и характер, историю, мечты для её автора. Даже за безликим административным постановлением у Кауфман можно увидеть реального человека, нужно только включить воображение. И чем больше приходится домысливать — взгляды, мимику, тайные страхи, симпатии, чувство бессилия, вдохновение и прочее, — тем сильнее книга трогает. Нужно только открыть эту дверь и подняться по лестнице, ведущей вниз.Подведение итогов.
Резолюция для народных масс: книге — быть, книгу — читать.
Дополнительно: включить в обязательную образовательную программу старших школьников, за непрочтение — наказывать оставлением после занятий до полного осознания.271,3K