Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

И дольше века длится день…

Чингиз Айтматов

  • Аватар пользователя
    _mariyka__31 октября 2018 г.

    Третий раз стираю всё и начинаю писать заново. Не могу подобрать слова. Не могу связать в последовательную цепочку мысли о книге. Стыковку двух космосов: внешнего - с внеземной гуманоидной цивилизацией, и внутреннего - мира человека, с памятью его личной и всего человечества. Бескрайнюю степь с иссушающей жарой и лютыми морозами. Затерянный в этой степи Буранный полустанок, обеспечивающий функционирование тоненькой ниточки жизни - железной дороги. Поезда, идущие с Востока на Запад и с Запада на Восток. Людей, прижившихся на полустанке - при полном отсутствии человеческих условий и необходимости тяжелейшей работы. Из тех, которые вывезли на себе и войну и послевоенное время. Убивавшихся, обеспечивая бесперебойную работу своего полустанка, потому что дело должно быть сделано, значит кто-то должен его делать. Людей, сросшихся с этой землей, принявших её корни, давших на ней побеги. Людей, которым просто некуда было дальше бежать, поэтому они приняли то, что есть, и постарались сделать что возможно. Просто жить, работать, любить.


    • Ну что ты такого в своей жизни видал, чтоб с легкой душой смерть принимать? Что ты в своей жизни сделал?
    • Что? Восемьдесят лет смерти фигу показывал! Трех сынов сделал - на ноги поднял, в люди вывел.

    (с) Белые росы

    Не могу связать эту общую панораму: Сарозекский космодром, программа "Демиург", казахская степь, Буранный полустанок - с людьми, с лицами, с образами. Казангап, сын репрессированного кулака, первым из героев обосновавшийся на полустанке. Спокойный, рассудительный, твердый - терявший былую твердость, если речь заходила о детях. Всё что мог - для них, учить сына где только можно, чтобы хуже других себя не чувствовал. И видел ведь, видел, что не в то русло выливается, но уже поздно было. Буранный Едигей, вернувшийся с войны с контузией, с трудом нашедший новое место, но сроднившийся с этим местом - рожденный у моря, освоился в сухой степи. Так же живший, работавший, растивший детей и - полюбивший другую женщину. Абуталип Куттыбаев - имевший несчастье попасть в плен, а не застрелиться. Потом и того хлеще - воевавший в партизанах аж в Югославии. Не хотевший многого - просто жить с любимой женой и любимыми сыновьями, но не получивший даже такой возможности.
    О да, они, эти теперь твердолобые старики будут ворчать на молодежь, которая не так тверда, не так упряма - и к начальству подлизывается, а перед кем попроще гоголем ходит, и крепости духа не хватает. И вообще на традиции плюет. Но им, старикам этим, в своё время, чтобы самим выжить и молодежь эту вырастить, пришлось традиции в себя впитать, стрежнем своим в некотором роде сделать и обычаи эти и историю многолетнюю. Теперь это уже неотделимая часть их.

    Кстати о неотделимом. Неотделимый от степи, от Буранного полустанка, от Буранного Едигея - но отдельный, несмотря на свою животность, герой - Буранный Каранар. Красавец верблюд, потомок знаменитой верблюдицы Акмаи. Знаменитый на всю сарозекскую землю, так, что даже когда во время гона он прибежал в чужой далекий поселок, там смогли его узнать и проинформировать хозяина. Правда не смогли отбить у него своих верблюдиц. Так вот, Каранар - тоже полноценный герой полустанка.

    А еще тут есть легенды. Легенда о Манкурте - рабе, лишенном памяти, и о его матери Найман-Ане, до последнего пытавшейся вернуть сына, о кладбище Ане-Бейит и о птичке Доненбай:


    Вспомни, чей ты? Чей ты? Как твоё имя? Имя? Твой отец Доненбай! Доненбай, Доненбай, Доненбай, Доненбай!..

    Легенда о белом облаке Чингисхана - символе милости божией, которую непонятно, как удержать, и так легко потерять.
    Легенда о Раймалы-аге и юной Бегимай. О сломанной домбре, убитом коне, о привязанном к березе влюбленном.
    И все легенды вновь и вновь находят своё подтверждение, повторяются опять и опять. Так стоит ли их забывать?

    16
    2,1K