Рецензия на книгу
Extremely Loud & Incredibly Close
Jonathan Safran Foer
marta_buna1 июня 2011 г.У меня кончаются прилагательные, потом - существительные и предлоги, глаголы уносят мусульманские ангелы, буквы выпадают из моего рта, гортань теряет звуки, голова врастает в небо. Читая эту книжку, пребываешь в состоянии разложенного на элементы сознания, готов смеяться, а уже на следующей строчке плакать, наверно, после неё я стала мягче и добрее. полезно.
главный герой - и мальчик, и нет - пропускает через себя какой-то нечеловеческий опыт. многочувствие здесь становится не диагнозом психиатра, а проблемой экзистенциального порядка: как примириться с тем, что хотя в мире есть столько удивительного, он поделен окружающими на свои - пусть и прекрасные- клетки? как сжиться с тем, что люди умирают не дойдя до дома, не выполнив того, что хотели, не сказав последнего, но важного "я люблю"? как вставать каждый день с мыслью, что жить страшнее, чем умирать?
говорят, что все разрешает время. оно несется вперёд, и оставляет позади все, что тревожило, что ранило. Но что если прошлое жутко живо и беспредельно "здесь", не смотря ни на что?
Очень просто. Нужно просто пустить время обратно...."И любовники помогли друг другу одеть трусы, застегнули на друг друге рубашки и натянули на другу другу свитера... и оделись совсем....и он вышел из лифта на первом этаже, нажав перед этим на кнопку последнего" И человек, что падал с башни - обязательно взлетит. И взлетевший - обязательно будет Отцом
Книжку оплетают письма, не посланные, смытые, утопленные, пустые, без единого знака (как жизнь главной героини "до тебя", до её немого мужа), уписанные до черноты, звучащие нотами набираемые номеров, но беззвучные. Они - показатель того, как нем и разобщен это мир. Мальчик посылает тысячи писем, но не получает ни одного человеческого ответа: от знаменитого ученого постоянно приходят одни и те же, под копирку написанные, извинения за невозможность ответить, исследовательница слонов молчит, за неё сухо и - для маленького героя - безнадёжно отвечает её стажер. Только в конце, когда все узлы интриг и загадок распутаются, приходит наконец живое, с лучами солнца и надеждами, письмо, и от кого!.
"Я не могу говорить", - постоянно пишет один добровольно немой герой и общается даже где-то за гранью слов письменных.
"Я не слышу" - говорит другой и кружится по закоулкам своей квартирки и памяти о молодости, которой уже нет, чтобы однажды (вдруг) вздрогнуть от шума голубиных крыльев за окном
"Я не вижу. У меня глаза паршивят", - говорит третья, которая, кажется, чтоб только не видеть ужасов прошлого, настоящего, будущего , застилает мир перед собой пеленою слепоты.все трое напоминают знаменитый африканский тотем из обезьян, что сели одна на другую и по сути являются одной фигурой. Каждый из них по-своему боится и живет в своем страхе. как может, так и живет.
И только маленькому мальчику по имени Оскар под силу этот тотем разбить.
И для него жизнь - страшная штука (в ней - внезапная смерть, потери, онемение, лицемерный доктор),
но нужно найти отца.726