Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ansichten Eines Clowns

Heinrich Böll

  • Аватар пользователя
    namfe30 октября 2018 г.

    Прекрасная, пронзительная книга. Понравилась гораздо больше "Бильярда в половине десятого". Хоть они и похожи.
    Один день отчаяния из жизни человека.


    "Я клоун... и собираю мгновения"

    Чтобы стать хорошим клоуном, нужно хорошо познать этот мир, его радости и печали. Познать до последней мелочи, с большим вниманием к деталям, из которых и состоит большое и важное, те мелочи которые стараются не замечать, отринуть, чтоб заботиться о большом и важном, глобальном.


    «Они не понимали, что секрет всего этого ужаса — в мелочах. Раскаиваться в серьезных проступках легче легкого: в политических ошибках, в супружеской измене, убийствах, антисемитизме, но кто может простить, кто может понять мелочи?»

    А из таких мелочей состоит хороший номер, клоун должен заметить их, проработать, пропустить через себя.
    Герой - Ганс Шнир. Из семьи буржуа, владельцев угольных компаний и других ценных бумаг.
    Которые покаялись в своём прошлом и сейчас тщательно искупают свою вину на журфиксах, в телепередачах итп, говорят правильные слова, ругают то, что нужно ругать и хвалят то, что нужно хвалить. И прячутся за масками отвлеченных понятий.
    Сразу вспоминаются наши партийные и коммунисты, которые быстренько побежали в церкви стоять со свечками, и отсылать потом в химчистку костюмы, закапанные воском.


    «Вообще, если наш век заслуживает какого-то названия, то его надо назвать веком проституции. Люди привыкли к словарю публичных девок»

    Век проституток и воров.
    Нет, вообще-то Бёлль, конечно, писал об обществе послевоенной Германии, но как же похожи эти черты на наше.
    Чем крепче закреплён человек в механизме социального устройства и взаимных обязательств тем непримиримее такое общество к бунтарям. Будто другим тоже хочется той свободы, но они-то себя сдерживают.
    Так отворачиваются герои буржуазного мира от Ганса. Он тратит деньги! Он не умеет с ними обращаться!
    Он говорит то, что думает. Он поступает по велению души.
    Он не может смириться с фальшью этого мира.


    «Тогда я бы стал таким, каким они хотят меня видеть: настоящим мужчиной, зрелым, никак не субъективным, а вполне объективным, готовым бодро отхватить в клубе хорошую партию в скат.»

    Он не может вырасти и стать настоящим, мужчиной, который умеет примиряться.
    Он любит, но даже любовь не выдерживает испытания этого противостояния миру.
    И в итоге он остаётся один на один со своим отчаянием.
    Некоторые диалоги напоминают диалоги Довлатова, (ну, должно быть наоборот, но Довлатов мне всё же ближе) горькой иронией и точно подмеченными деталями, интонациями.
    (Кстати, у Довлатова дворник определял по мусору номер квартиры, а квартирная хозяйка Шнира не могла)))


    «— Католики мне действуют на нервы, — сказал я, — они нечестно играют.
    — А протестанты? — спросил он и засмеялся.
    — Меня и от них мутит, вечно треплются про совесть.
    — А как атеисты? — Он все еще смеялся.
    — Одна скука, только и разговоров что о боге.
    — Но вы-то сами кто?
    — Я — клоун,»

    Прекрасно же)

    74
    1,9K