Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Братья Карамазовы

Фёдор Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним29 октября 2018 г.

    Будем детьми

    Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода.
    Евангелие от Иоанна, гл. XII, ст. 24.

    Таким предисловием Ф.М. Достоевский начинает свой роман "Братья Карамазовы", опубликованный в 1880 году, с посвящением своей любимой супруге Анне Григорьевне Достоевской. Уже с первых строк своего романа Достоевский заставляет читателя обратиться к Евангелию, а именно к притче о сеятеле. Посвящая роман любимой женщине, он создаёт древнейший образ: сеятель - как муж земли, жена - как поле возделываемое. В Евангелие сеятелем является Господь. Отсюда мы можем проследить параллель: муж-жена, человечество-земля, Христос - человечество. Муж как глава семьи взращивает жену, как человечество - землю и как Христос - человечество. Отсюда и такая связь между посвящением и эпиграфом.
    Структурно Ф.М. Достоевский делит роман на две части:первая от автора, которая занимает ровно 2 страницы и вторая часть, состоящая из разговора повествователя и собственно Евангелия. Достоевский нам чётко указывает на это: "жизнеописание у меня одно, а романов два. Главный роман второй". Принимая во внимание, что действие первого романа произошло 13 лет назад, когда Алёша предстал перед читателем в возрасте 20 лет,то мы можем сделать вывод, что продолжением служит Евангелие.
    В своём предисловие автор нам впервые говорит о горячо любимом герое Алексее. Он наделяет его именем своего сына, который умирает в семье Достоевских в возрасте 3 лет. Автор изначально устанавливает сильную духовную связь между собой и героем.
    Итак, главный и один из любимых героев Достоевского, Алёша,который приезжает в город, где он родился, чтобы найти могилу своей матери. И тут непроизвольно возникает отсылка к эпиграфу, Алёша выступает как зерно, которое самостоятельно проросло, но ищет свою мать-землю. Алёша предстаёт перед нами неофитом, который с открытым сердцем следует за мыслями, деяниями старца Зосимы, "в монастыре Алёша встретил старца", но совсем еще не встретил Бога. С уходом старца из жизни для Алеши открывается трагедия, он приходит к осознанию того, что в этом мире он остался абсолютно один. Достоевский задаёт немой вопрос читателю, как бы спрашивая, в кого верит Алёша, в человека или Бога?! Потому что в этот момент для Алеши был важен не Бог, а человек, который заслоняет Бога в его сознание. "Все равно, он свят, в его сердце тайна обновления для всех, та мощь, которая установит наконец правду на земле...". У Алеши возникают муки, когда он видит, что после смерти Зосима провонял, Алеша сетует на Бога, говоря, что это несправедливо. И в момент внутренних терзаний Ракитин рассказывает Алёше о том, что госпожа Хохлова прислала ему записку, в которой она указывает, что не ожидала такого ПОСТУПКА от старца, как бы отвечая словами Бога Алеше, что то, что произошло, это поступок, волеизъявление старца. Достоевский показывает нам мечущегося Алешу, который не может пережить утрату Зосимы. Алёша идёт к Грушеньке, чтобы пасть в этот момент,отчаявшись и разочаровавшись, и слышит там "Басню о лукавке", как некое учение о катарсисе. Мораль басни сводится к тому, что все то, что мы отдаём в этом мире, будет возвращено нам в мире Божьем. Лукавка выступает некой метафорой любви. Но эта нить рвётся, потому что баба кричит:"моё", а не "ваше".
    Он приходит в келью, где в гробу лежит Зосима и слушая, как читает Евангелие отец Паисий, засыпает. И в момент блуждания между двумя мирами:реальным и бессознательным, он слышит слова о Кане Галилейской, которая повествует нам о первом чуде Иисуса Христа, который, находясь на свадьбе, превращает воду в вино. И здесь возникает архетипеческий образ брака, который является символом Царствия Божия. Алёша видит на пиру Зосиму, который спрашивает его: "Видишь ли Бога?". Алеша: "Боюсь смотреть". "Не бойся, сам среди нас как будто сам равен нам, подал одну лукавку, как и мы совершили одно дело". В первые за свой путь Алёша осознает, что происходит восхождение души к Богу, что наконец-то она воссоединилась с Ним. И посредником между ним и богом выступил старец Зосима. Алеша пал юношей, а встал борцом. В этот момент Алёша обретает новую веру, которая не сводится к поклонению Зосиме, а выражается в свободе и выборе служения Богу. Зосима показывает, что он старец, человек, совершающий чудеса, но действующий по воле Божьей.
    С Зосимой связан ещё один очень важный момент в романе, мотив учителя и отца. Когда начинается глава "Русский инок" Алёша говорит: "Отец и учитель, слишком не ясны слова ваши..." Ещё в Евангелие от Матфея сказано:"А вы не называйтесь учителями, только братьями, не называйтесь отцами, ибо Отец один". Зосима говорит прекрасную вещь, что" уста, которые говорят, уста учителя, на которого в этот момент смотрят глаза Отца". Зосима объясняет, что, если учитель ушёл из класса, то он присутствует через любого из учеников, значит он выше меня. И совсем иной подход у Великого Инквизитора, который говорит, что "если нет учителя, значит все присутствующие ниже меня". С легендой "О великом Инквизиторе" неразрывно связан другой герой романа-Иван Карамазов, который говорит о том, что он не принимает Божий мир, а не Бога. Иван выступает против идеи слияния мира людей и Бога. Отсюда возникает Инквизитор, который упрекает Христа за то, что тот пришёл к людям "с голыми руками, с обетом свободы", тогда как он готов дать людям хлеба, за которые народ восстанет против Христа и отречется от него. Христос ни разу не возразил Инквизитору, лишь поцеловал его в губы и вышел из теплицы. Второго пришествия Христа не произошло,он вышел к людям, даруя свободу.
    Очень показательна история о мальчике, которую рассказывает Иван Алеше. Это история взята из сборника "Русский вестник", однако Иван не указывает на то, что это русская литература, тем самым происходит смещение границ, возникает масштабность, которая приобретает мировое значение. В данной истории Достоевский меняет местами того, кто умер и того, кто остался жить, гончии собаки не загрызли мальчика, от этого помешалась мать. Она спасает ребёнка, так как он безгрешен. Но у Достоевского мать принимает сына умершего, как бы снимая его с креста. Закончив свою историю, Иван задаёт вопрос Алеше:"Расстрелять?", Алёша говорит:"Да",получив этот ответ, Иван утвердился в своей позиции.
    Совсем иное мировоззрение у Дмитрия Карамазова, выполняющего функцию среднего брата из русской сказки, был "так и сяк". Дмитрий представляет собой молодого человека, который ведёт праздный образ жизни:вино, женщины, карты, цыгане. Его губит страсть, граничащая с безумием, наваждение своей идеей овладеть Грушенькой. Однако он как никто другой из героев подвергается мытарству на допросе и суде и душа его восходит к очищению. Он единственный будет предан человеческому и божественному суду.
    Ещё бы несколько слов хотелось сказать о Павле Смердякове, незаконнорожденном сыне Фёдора Павловича Карамазова. Личности замкнутой, бескорыстной, слабой на первый взгляд. Некий образ либерала. В романе "Идиот" Достоевский писал: "Мой либерал дошел до того, что отрицает самую Россию, то-есть ненавидит и бьет свою мать. Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нем смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, все. Если есть для него оправдание, так разве в том, что он не понимает, что делает, и свою ненависть к России принимает за самый плодотворный либерализм". Вот такой и лакей Смердяков в "Братьях Карамазовых". Его отторгают братья, Алёша ни разу не обращается к нему как к брату, брату во Христе. Смердяков берет на себя функцию вершителя судеб чужой и своей, не задавая вопросов о том, кто он-тварь дрожащая или право имеющий?!
    Но вот уж кто действительно вызывает сострадание - это дети. Каждый портрет ребёнка выписан Достоевским с такой болью и точностью, когда любое плохое дело, слово, поступок сразу вылазят на поверхность, но все ещё можно исправить, можно бросить в их души зерно, которое проростет и сделает их лучше. Зосима считал, что "дитя стоит в центре, если Вы не будете как дети, то не войдёте в царствие Божье". А следом за ним Митя скажет, что "все человечество дитя", так как оно вырастает в царствие небесное.

    Подводя итог всему вышесказанному, хочется добавить, что это бездонный роман великого гения. Перечитывала его несколько раз и каждый попадала в бездну его мыслей и таланта. Будем детьми...

    9
    2,8K