Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Real World

Natsuo Kirino

  • Аватар пользователя
    elefant27 октября 2018 г.

    Жестокий мир или "Игра, которая нам так нравилась"

    «Я впервые осознала, что звук разбитого стекла в соседнем доме означал начало конца нашего мира»

    Подростковый мир всегда был особой темой в литературе. Не обошла его вниманием и известная японская писательница Нацуо Кирино, известная своим реалистичным и даже местами излишне жестоким подходом к окружающей действительности, глубоким проникновением во внутренний мир своих героинь. Чего только стоит та же «Хроника жестокости». Не стала исключением и данная книга. Повествование ведётся в виде дневниковых записей, поочерёдно сменяющих друг друга всех главных героев: убийцы по кличке Червяк и четырёх школьных подруг-изгоев – Тосико, Юдзан, Кирарин, и Тэраути.

    Тосико Яманака страдает от семейного недопонимания. Вечно погруженный в работу отец, занятая домашними хлопотами мать. В итоге страдающая от одиночества Яманака уходит в собственный мир, выдумывает себе имя Нина Хори, шляется по караоке и барам. Подобное испытывала и Тэраути. Каждый занятый своими проблемами, отец и мать забыли о ней и её младшем брате. Вечерние свидания и ночные любовники, длительные командировки и потоки вранья – игра, которая длится уже не один год. И, кажется, когда-то наступит конец, все надежды а с ними и силы иссякнут, но пока девушка ещё может найти в себе мужество держаться, ведь её подруги с ней, а сама Тэраути – самая умная из них. Бунтарка Кирарин – самая взбалмошная и авантюрная, способная на невероятно отчаянные и неадекватные поступки. Чего только стоит её бегство к Червяку из-за чистого любопытства. А ещё её не загнаиваемая рана от разрыва с Ватару и жажда ему отомстить. Лесбиянка Юдзан после смерти матери вынуждена жить с раздражительным отцом, дедушкой и бабушкой, склонных волноваться по любому поводу. Её постоянные метания, чувство одиночества и неполноценности, необходимость быть начеку. Всё это заставляет Юдзан смотреть на окружающий мир лишь в мрачных оттенках и не видеть выхода нигде.

    Наконец, сам Червяк, страдающий от гипперопеки матери. Кажется – он полная противоположность: шикарный дом, огромные доходы родителей, внимание. Именно поэтому я совсем не понимаю то, что толкнуло его на убийство, чрезмерное лицемерие и ненависть ко всем окружающим. А сама Нацуо Кирино не очень-то утруждает себя объяснениями. Вообще, мотивационная сторона поступков героев – всегда была слабенькой практически во всех произведениях писательницы. Это, например, стало главным недостатком для меня в «Нежных щёчках» - где автор поиграла-поиграла, да и оставила зрителя недоумевать. Не стоит рассчитывать на хоть какие-то объяснения и сейчас. Вы их попросту не найдёте. А хотелось бы выяснить, что же двигало поступками Червяка.

    Нацуо Кирино как бы изнутри, глазами самих подростков, пытается взглянуть на извечную проблему отцов и детей, конфликтов поколений. Хотя, получается у неё это далеко не всегда. Впрочем, самому противостоянию много места в романе не нашлось. Куда больше внимания автор уделила трансформации внутреннего мира главных героинь: от надуманного, придуманного ими самими «мира игры» к осознанию реальности и жестокости происходящего.

    Лично мне совсем непонятным были многие действия героев. Почему поступок Червяка (убийство собственной матери) все четверо подруг восприняли лишь как игру, к тому же сами добровольно забавы ради приняли в ней участие? Как-то не совсем реально, слишком утрировано получается. Стараясь шокировать своего читателя, Кирино часто перегибает палку. Тоси отдаёт преступнику мобильник, Юдзан – велосипед, Кирарин из чистого любопытства и вовсе навязывается на шею преступнику, пытаясь с ним переспать. Только ради дозы адреналина? И все они врут полиции. Нет, не потому что боятся разоблачения, скорее потому, что хотят поиграть. Автор почти сразу же даёт понять, что им жаль Червяка. Полоумного убийцу, страдающего синдромом японского солдата? Психа-одиночку, вполне серьёзно задумывающего отправить вслед за матерью в мир иной ещё и своего отца? Да ещё Кирарин пытается помочь ему спланировать очередное убийство. Для простого бунтарства – это явный перебор. Хотя именно этим Н. Кирино и пытается объяснить поступки Кирарин.

    И всё же, несмотря на некоторые недостатки, роман удался. Моральное просветление ряда героев выглядит вполне убедительно, хоть и не ждите от «Реального мира» доброго конца, как и от большинства книг автора.

    13
    631