Рецензия на книгу
The Lonely City: Adventures in the Art of Being Alone
Olivia Laing
Аноним26 октября 2018 г.Одиночество – очень особое место
Каждый, даже самый социально активный, позитивный и искрящийся жизнью человек, каждый из нас одинок. Отношения давно не являются панацеей от одиночества, друзья не так легко находится, зато легко теряются, и в конечном итоге большую часть времени ты проводишь один на один с собой. Именно в такой ситуации нашла себя Оливия Лэнг, оказавшись брошенной мужчиной мечты в совершенно незнакомом и чужом Нью-Йорке. Одиночество острее ощущается в мегаполисах, где крыши высоток тонут в облаках, перекрестки переполнены роем людей, панорамные окна многочисленных кофеен показывают прохожим смеющихся парочек, болтающих друзей и самых разных сплоченных людей. Но что делать, если ты один даже среди миллионов людей?
Оливия Лэнг решила обратиться за помощью к искусству, прежде всего к авторам, художникам, так или иначе затрагивавших тему одиночества в своем искусстве. Более всего ее интересовали пять фигур - Эдвард Хоппер, Энди Уорхол, Генри Дарджер и Дэвид Войнарович. Стоит сразу отметить, что книга Оливии Лэнг не является фундаментальным искусствоведческим трудом, здесь нет детального анализа творческой жизни художников, но есть попытки понять их как людей, рассмотреть их работы через призму не только их одиночества, но и собственного – и в этом труд Оливии Лэнг уникален.
Она показывает семейное одиночество сварливого Эдварда Хоппера, известного своими простыми, но пронзительными образами одинокой жизни американского мегаполиса, отшельничество психическибольного Генри Дарджера, о творчестве которого не знала ни единая душа до дня его смерти. Эпатирующий Энди Уорхол на страницах книги Оливии – неуверенный, закомплексованный человек, боящийся коммуникаций и использующий фотоаппараты, камеры и диктофоны в качестве посредников в общении с людьми. Дэвид Войнарович открывается как одинокий герой эпохи, пытающийся заглушить воспоминания никому ненужного ребенка, отчаянно ищущий тепла в многочисленных любовных связях, бросающий вызов политикам в эпидемию СПИДа. Все эти истории тем или иным образом резонируют с жизненным опытом самой Оливии в Нью-Йорке, она анализирует их, переплетает со своими чувствами, вспоминает психологические исследования об одиночестве и пишет «Одинокий город». Следовательно, «одиночество – вовсе не бездарный опыт: он ведет прямиком к сути того, что мы ценим и в чем нуждаемся», оно помогает понять себя, окружающих и с новыми знаниями открывать новые начала.
Несмотря на то, что «Одинокий город» посвящен всем тем, кто одинок, книга рекомендуется к прочтению и тем, кого интересуют малоизвестные факты из жизни деятелей современного искусства, или тем, кто не особо понимает феномен современного искусства. Произведение Оливии Лэнг – приятный нон-фикшн, который легко читается и усваивается благодаря постоянному присутствию личности автора, при этом из книги можно вынести много нового не только об искусстве, но и о себе самом. Что касается формата издания, то книга в мягкой обложке, бумага плотная и светлая, но плохо одно – иллюстративного материала либо нет вообще, либо он черно-белый, многие упоминающиеся работы приходится искать самостоятельно. Во всем остальном издание качественное, а его содержание определено заслуживает ознакомления.4987