Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Сентябрь

Розамунда Пилчер

  • Аватар пользователя
    Аноним25 октября 2018 г.

    В одной из ячеек розыгрышной таблицы Котов в мешке мне три раза выпали книги из одной серии - "У камина": понравившиеся "Уроки итальянского" Мейв Бинчи, насторожившая "Святая и греховная машина любви" Мердок и "Сентябрь" Пилчер. Вот такой рандом коварный.

    Дальше много спойлеров.

    Мердок и Пилчер пишут об одном и том же, об изменах, но изображают героев и проблему по-разному.
    В "Сентябре" описан не только первый осенний месяц. Действие начинается с мая, проскакивает летние месяцы, а потом, конечно, почти ежедневная первая половина сентября в холодной Шотландии. Также промелькнут знойная Майорка и душный летний Лондон. У Мердок действие вроде бы начинается одним лондонским летом, по логике проходит несколько месяцев, но такое ощущение, что герои играют в фанерных декорациях, а не в престижном пригороде. Природа толком не меняется, камин топится круглый год, есть только строящееся шоссе. После Мердок я отдыхала на пейзажных зарисовках и описаниях труда в поместьях у Пилчер.
    20 век пришел и в Англию, и в наиконсервативнейшую Шотландию. Знати трудно содержать поместья и обрабатывать большие земельные площади. Арчи почти все сдал в аренду, но, в отличие от многих высмеиваемых русской классической литературой помещиков, переживал и нес ответственность за вересковые пустоши, пруды, поля, дороги и охотничьи угодья.
    Герои у Пилчер и Мердок переживают измену, но и автор, и они сами относятся к ней по-разному. У Мердок семьи нуклеарные, городские, оторванные от земли, загруженные суетой, одинокие, тревожные, эгоистичные. Никто никого не слушает, каждый сам себе на уме. Бабушка только подразумевается и слышна в письмах. Точнее, юным героям она вовсе не бабушка, а соседка, мать циничного писателя. Конечно, она приедет в финале, но, похоже, что ее больше интересуют вещи и безделушки, чем люди. У Пилчер же бабушка, всем бабушкам бабушка, в определенной мере независимая, живущая в отдельном домике, но недалеко от внука, готовая всех выслушать и принять в себя их радости и горести. У нее есть помощница по хозяйству, за много лет ставшая подругой. В юном Генри она тоже души ни чает.
    Дети сходны по возрасту, но тоже разные, городские и сельские. Дейвид чуть старше Хэмиша, замкнут в себе, жаждет родительской деятельной любви, а не удушающего безумия Харриет, внешний мир его не успокаивает. Хэмиш - обычный сельский паренек, целыми днями слоняется на улице, охотится, ловит рыбу, от активного образа жизни постоянно хочет есть, стесняется в школе помогать и играть с младшими, а дома развлекает гостя Генри.
    Генри и Люка - ровесники. Люка зажат в тисках мрачных городских кварталов, предоставлен сам себе, бродит, где хочет, без родительской любви развивается медленно, мало разговаривает, погружен в свой мир, любит животных, стал разменной монетой между двумя семьями, а в итоге никому не нужен. Генри же тонет в женской любви, даже избалован, фантазер с богатым воображением и детским миром, неплохо своеобразно рисует, стал объединителем семьи, внешний мир природы - ему друг.
    Никак не могу подойти к измене. Конечно, это предательство, но даже к самым тяжким грехам можно по-разному относиться. Можно замкнуться в эгоизме, самообвинении или перекладывании вины на других. Но, кажется, по-гречески грех - это ошибка, промах. Не трагедия, не раскол до самоубийства, а промах, который можно исправить. Попадалось такое словосочетание, как вредные пустые взрослые мечтания. Это не мечты ребенка о путешествиях, дальних странах, будущей жизни, а нырки взрослых в свое и чужое прошлое, размусоливание своих и чужих ошибок, зацикленность на сослагательном наклонении, что бы было, если бы не... У Пилчер есть такой препротивный персонаж - сумасшедшая Лотти. Горше бы было, если бы она была бы в здравом уме. Она бродит по окрестностям, пристает к героям с рассказами о том, что было 20 лет назад. Не имея своей яркой личной жизни и желания отдавать что-нибудь другим, разрушает чужое счастье. Бесят такие мерзкие сплетники, часто за собой не замечающие, но без зазрения совести кидающие камни в счастливых в неведении близких или соседей. Например: "А ты знаешь, что было двадцать лет назад? Тебя тогда тут и в помине не было, а твой будущий муж, который тебя тогда и знать-то не знал, спал вон с той. А знаешь, для чего она теперь приехала? Семью твою разрушит, увезет милого за тридевять земель".... Или подобные гадости детям про родителей, невестам про женихов, свекровям про невесток... Иногда излишнее правдолюбие до добра не доводит, некоторые тайны и скелеты должны кануть в прошлое, а не стать минутой чьего-то злорадства.
    Изменники тоже повели себя по-разному. Оба струсили. Эдмунд не решился написать юной Пандоре о разрыве, остался в семье с нелюбимой холодной первой женой. Импульсивная эгоистичная Пандора вышла замуж за первого встречного и двадцать лет не возвращалась на родину. Эмили не менее эгоистична, тоже страстно любила, но удержала чужого мужа при себе, в итоге, довела отношения до кризиса, закончилось все банальным материальным благополучием. Эдмунд погружается в труд, после смерти жены создает вторую благополучную семью, при появлении Пандоры от греха подальше бежит на неделю на другой континент. Надо отдать должное Пандоре, ситуацию она не усугубляет и своих прав не предъявляет. Психолух же Блейз - соплежуй и ничтожество, 9 лет решал и ничего не решил.
    Отношение жен тоже разное. Харриет сперва играет в святую и всепрощающую, потом кидается ко всем оставшимся в действии остальным мужчинам со своей любовью, так и не взрослеет, спасаясь бегством. Вирджиния - далеко не идеал и не стремится к нему. Поймав отвратительный камень в душу, пускается во все тяжкие, чуть не сбегает в Америку, но конфликт разрешается конструктивно. Люди доверяют и умеют разговаривать.
    У Мердок много снов, герои углублены в себя. У Пилчер герои открыты миру и внешние невзгоды воспринимают мягче, сдержанней, готовы к буре. Отношение к животным тоже разное. Для Харриет собаки - это лишь способ продемонстрировать показную благотворительность, а случилось что с людьми, животных и кормить не обязательно. В глухих безнадежных снах героев Мердок животные всегда жестоко гибнут. У героев Пилчер тоже есть собаки. Как бы ни было хлопотно или тяжело Вирджинии или Изабель, они не перекладывают свою боль на бессловестных псов, не забывают заботиться о них в любом настроении. Взбалмошная Пандора в Испании тоже хотела завести собак, но знала о своем эгоизме и непостоянстве, а также об отношении местных к псам, в итоге, не стала мучить животных, собак не завела из жалости к ним же.
    Кульминацией обоих романов является смерть, естественно, разная и по-разному воспринимается.
    Сперва кажется, что роман Пилчер затянут, но читается он очень легко. Писательница добра к своим героям. В итоге, они снисходительны к себе и другим, без всяких психолухов и писателей с доморощенной философией выходят из конфликтов, умеют по-настоящему прощать. Кроме главной линии измены есть в романе и зарождение первой любви Алексы, смешной браконьер Вилли и грустный антиквар с забывшимся именем, семья трудолюбивых пакестанцев, детские рисунки и ослышки, горькие рассуждения Арчи о бессмысленной войне в Ирландии, много деревенского труда, ремесла, танцы и волынки. Рекомендуется читать безысходной унылой осенью.

    15
    1K