Рецензия на книгу
Все о Манюне
Наринэ Абгарян
Аноним25 октября 2018 г.Потоки хамства и варенья
Содержание любой главы:
Идиотская выходка детей
Сквернословие и рукоприкладство взрослых
Кусок еврейского анекдота/стереотипа
Описание выпечкиНе понимаю, над чем тут смеяться и чему умиляться. Дети безмозглы (сравните этих 10-летних идиотов с 6-летней Глазастик Финч), бабке впору охранять тюрьму, сюжеты высосаны из пальца, шутеечки туповаты.
На удивление отзывы о книге в основном положительные. Все в голос твердят про "золотое детство", "свет и тепло" и прочий теплый клетчатый плед. А мне вот вспомнилась статья Катерины Мурашовой про некий тренинг, где люди обсуждали свое советское "счастливое детство"
Когда очередь дошла до Вадима, он обаятельно улыбнулся женщине-тренеру, сказал, что детство у него было самое обычное, и уточнил: «Ну помните, как раньше говорили — счастливое советское детство, тревожная молодость… вот у меня в точности так». Но еще раньше (в разговоре о родителях) Вадим упоминал, что вырос в семье дяди, сельского механизатора, мастера на все руки, и многому от него научился. И здесь ведущая нашла уместным уточнить подробности «счастливого советского детства» Вадима.
Чуть поддернув рукава джемпера, среди абсолютной растерянной тишины, наступившей в группе после первых же его слов, Вадим безмятежно сообщил, что его родной отец был в общем-то неплохим человеком, но сильно пил и пьяным часто бил мать и самого Вадима. А его старшую сестру, кажется, не только бил… И однажды мать, не выдержав издевательств, зарубила отца топором. Потом, конечно, был суд, мать посадили, а детей взял к себе брат матери, у них был большой дом, в деревне они считались богатыми, а его жена, тетя Света, пекла потрясающие пироги с рыбой, а с кузенами они и прежде вместе играли, но, конечно, без драк, когда стали жить все вместе, не обошлось (дядя с тетей не вмешивались, считая, что сами разберутся), и однажды маленький, но сильный Вадим почти оторвал старшему двоюродному брату ухо, а тот почти выбил ему глаз, но, пока их обоих в старом дядином «москвиче» четыре часа по раздолбанным дорогам везли в больницу, они успели помириться и дальше много лет дружили не разлей вода.
Те, кто был постарше, молчали. Молчала и женщина-тренер. Вопросы задавали студенты. И первый, конечно, был по смыслу (формы не помню) приблизительно такой:
— Вадим, и это… это… ты называешь счастливым детством?!
— Ну да, — кивнул Вадим. — А как же? Мне, считай, повезло: жил хорошо, сыт, одет, потом дядька с теткой меня в образование направили, низкий им поклон, я техникум закончил, в армии уже по специальности служил, после в городе сразу работу нашел.
Вот примерно так и с этой Ба. Почему-то она позиционируется как положительный персонаж, хотя она всю дорогу только и делает, что тиранит окружающих. Она ведь никому не помогает, никого не поддерживает и не говорит ничего умнее сортирных шуточек. И мне кажется странным, что именно этот персонаж считается многими иконой счастливого детства. А всё из-за пирогов и варенья.
Подобную бабку действительно можно считать символом эпохи, но это нехороший символ. Это наше бесконечное хамство, беспардонность, неуважение друг к другу и безграмотность. Его надо высмеивать, а не воспевать. Совсем другое было бы дело, если бы Ба сама попадала в комичные ситуации из-за своей вредности и недалекости. Был бы ясен посыл книги – вредным и недалёким быть фу. А тут итог такой: терроризируй ближнего сколько влезет, за пирожки он всё простит и через 20 лет будет вспоминать тебя с умилением.
Плохая, очень плохая книга. Не тратьте время. Лучше почитайте "Убить пересмешника": учиться педагогике лучше у Аттикуса, а не у Ба.
А я очень рада, что сначала прочитала у Наринэ "С неба упали три яблока". Иначе после "Манюни" поставила бы на авторе крест.
12175