Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Условно пригодные

Питер Хёг

  • Аватар пользователя
    NeYulechka24 октября 2018 г.

    Просто рецензия

    Мне было ужасно скучно (эти несчастные 230 страниц читала больше недели). И в то же время книга не вызывает ни раздражения, ни других негативных эмоций. Во время чтения возникает чувство невесомости, словно ты в аквариуме, или жуткого холода, но такого, что ты не чувствуешь своего тела. Отстраненность, взгляд извне. И это здорово. Но все же ужасно скучно.

    Чего-то мне не хватало. Возможно, дело в слишком большом объеме неприкрытой философии. Которая не выходит за рамки уже обдуманного мною и относительно переработанного (или которую я настолько не поняла, что не разглядела ее глубины). А возможно, я просто в последнее время читала много динамичных, развлекательных историй и сложно теперь переходить к более интеллектуальной и не щадящей читателя литературе. Также книгу я начала читать в максимально неудачное для нее время. Сейчас мое мировоззрение претерпевает некоторые изменения в аспекте «человек и общество». Проблема противостояния личности обществу померкла для меня в свете проблемы становления и развития личности для интеграции ее в общество, для создания лучшего общества.
    Понравилась идея, что мир (или общество) стал уже гораздо больше, чем человек. Питера обвиняли и наказывали в большей степени даже не люди, а сама школа. Школа (общество) уже сама навязывает нормы и представления о правильном, вне зависимости от их гуманности и справедливости. А мы верим в эти нормы. В книге дети являются некими мерилами разумности и доброты, неподверженные влиянию установок.
    Единственное, я не поняла, какое место в этом мире занимают учителя. Они здесь как своего рода обобщенный образ, очеловеченная масса, исполнители ее воли, ее морали (живые отростки школы)? И в то же время они власть, имеющая право, являющаяся законом. А дети - страдающие под гнетом личности? По крайней мере ни в одном из учителей не показали человека. И в конце один из героев убивает себя, чтобы не убить Биля. Мысль автора в том, что личность и общество не уживутся? Или это вообще о другом? Август сказал, что нет столько света. Однако он не ответил Билю насилием на насилие. Те свет в нем все же победил? Он просто ушел единственным доступным ему способом. (опять возвращаемся к вопросу - личность умерла?)

    Теперь о времени??? О его относительности сказал еще Эйнштейн. Время, как критерий, способ оценки, - более дискуссионная мысль (хоть и не новая, но еще не отработанная). Жесткий распорядок дня в школе (можно ли сравнить с нормированым рабочим днем?, стандартами жизни?)
    В остальном в том контексте, в каком Хёг рассматривает его, время является практически полным эквивалентом жизни. Мне не пришло в голову особо хороших идей спустя все эти рассуждения. Если у вас есть мысли, поделитесь ими)

    Итог: Сквозь страницы я продиралась со страданиями (но без злых эмоций). Как история - это не захватывает. Но создавать атмосферу автор действительно умеет и делает это действительно хорошо. Проблемы, которые поднимает Хёг, мне не совсем интересны, в этом конкретном месяце у меня немного другие верования, но, возможно и они вскоре поменяются.
    Спасибо ModernSpMonkey за совет) У Хёга я собиралась читать "Смиллу" (и все еще собираюсь). Про "Условно пригодных" даже не слышала.
    Поделитесь своим мнением. Может у вас есть ответы на непонятные мне вопросы. Или я в чем-то не так понимаю идеи автора. В общем, велком в обсуждения)

    5
    1,2K