Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Над пропастью во ржи

Джером Д. Сэлинджер

  • Аватар пользователя
    Аноним23 октября 2018 г.

    Ярость и храбрость малолетнего дебила

    В последнее время много разных упоминаний этого произведения буквально подсовывали мне его на прочтение. Сначала какая-то сумасшедшая фанатка Сэллинджера ставила мне его в пример в личных сообщениях. Потом еще у Стивена Кинга в 11/22/63 я вижу такой диалог между учителями начала 1960-х:


    "И что вы думаете о cri de coeur [Крик души (фр.).] мистера Сэлинджера?
    ..........
    — Я думаю, эта книга о том, какими ужасными были пятидесятые и какими хорошими могут стать шестидесятые. При условии, что Холдены Колфилды не растеряют свою ярость. И свою храбрость.
    .... — Вы считаете, что ей место в школьной библиотеке?
    — Если на то пошло, мэм… Мими, да. Хотя я уверен, что выдавать ее можно только определенным ученикам, на усмотрение библиотекаря.
    — Библиотекаря? Не родителей?
    — Нет, мэм. Это уже тонкий момент.
    Мими Коркорэн широко улыбнулась и посмотрела на своего кавалера.
    — Дек, этому парню не место в списке замещающих учителей. Он должен получить полную ставку."

    Этот отрывок примерно отражает усредненную реакцию американского читателя на это "гениальное" произведение. В самом деле там эта книга практически икона. Что-то вроде классики 20 века. И, разумеется, не последнюю роль сыграло то обстоятельство, что некий дегенерат убил Джона Леннона, якобы потому что на него повлияла эта книга.
    Как по мне эта повесть (кто-то почему-то называет ее романом) может подтолкнуть только к тому, чтобы швырнуть ее в стенку, так, чтоб аж страницы разлетелись.
    Главным героем является "малолетний дебил" (с) Гоблин, по имени Холден. Да-да, этот самый Холден Колфилд, о котором герой Стивена Кинга сказал, что такие люди сделают 60-е лучше благодаря своей "ярости" и "храбрости". Когда я вспоминаю эти слова, у меня непроизвольно к лицу тянется рука, и хочется дико ржать.
    Холден Колфилд просто удручает с первых страниц. Это полуграмотный двоечник, которому ничего не интересно, на все плевать. У него нет любимых занятий и увлечений, и он ужасающе скучен. Ну как скучен... у него есть определенные достоинства, например, он умеет врать и забалтывать собеседника. Но его речь в большинстве случаев напоминает, как выразился когда-то О'Генри, воду, капающую в тазик. Еще он не способен сконцентрироваться на том, что ему говорят, или на одном занятии.
    Конечно, автор иногда недвусмысленно дает понять, что Холден, в общем, не так уж плох, у него есть воображение, он такой весь из себя задумчивый, может порой понимать какие-то сложные вещи за счет своего особого подросткового восприятия. Но об этом его свойстве я расскажу ниже поподробнее на конкретных примеров, чтобы несколько понизить восторг от внутренних качеств этого "яростного" и "храброго" парня.
    Вообще этот парнишка напоминает мне главного героя "Коллекционера" Фаулза, такой подростковый вариант.
    По сюжету он из-за своей успеваемости и абсолютного пофигизма вылетает из школы и вынужден скрывать это от родителей так долго, как возможно, опасаясь расправы. Чувствуете уже, какое многообещающее поколение для 60-х обещал Сэллинджер? Ни дать ни взять, новый виток эволюции Homo Sapiens!
    В общем, на этом всем строится сюжет. Еще главный герой взаимодействует со школьными друзьями (приятелями), какими-то несовершеннолетними девушками. Девушки как правило абсолютные ТП, чтобы главный герой хотя бы на их фоне выглядел получше. Его взаимоотношения с ровесниками интересны чуть более, чем пристальное разглядывание кафельной плитки в своем туалете во время справления естественных надобностей.
    Иногда Холден жалуется на свою горемычную судьбу, как его не понимают, какие у него тупые друзья, что он бы хотел пожить на природе. Друзья в самом деле тупые, но не тупее, чем главный герой, поэтому мне остается только пожать плечами.
    Еще Холден пытается снять проститутку. Хотя даже тут инициативу проявляет скорее служащий отеля, где он остановился, Холден даже тут полная размазня. Когда доходит до дела, Холден начинает что-то мямлить и в общем не решается потерять невинность. Возможно, автор хотел сказать, что Холден в глубине души очень высокоморален и чувствует, что трахать кого-то за деньги - не комильфо, а американские читатели однозначно были в восторге от того, что Сэллинджер такую острую тему. Проститутка же, секс! Никто же такого не писал. Может, даже власти скрывали, что в США есть проститутки, и тут такой срыв покровов... Я, правда, не могу понять, зачем вообще этот эпизод нужен!
    Мало того, если Сэллинджер хотел на примере Колфилда показать, каким же говном становится подрастающее поколение, и эта книга должна была нести определенный нравственный посыл, то эпизод с проституткой тут же резко поднимает возрастной рейтинг и делает книгу недоступной для тех, для кого эта книга и писалась! Что это, если не редкостный идиотизм автора?
    Итак, продираясь через корявый язык от первого лица главного героя, через его "страдания", умозаключения и неловкие действия, я вышел таки к финалу. В нем Холден добирается до своего дома и прощается с 10-летней сестренкой Фиби. Потом еще раз прощается с ней, на этот раз посредством письма, в котором говорит, что собирается наконец-то пожить на природе, в глуши где-то (по-моему, идеальное место для таких, как он, я бы даже рекомендовал создать специальный заповедник с охраной).
    Но сестренка внезапно увязывается за ним, и Холдену вдруг приходит в голову, что это нехорошо, ведь это он же такой взрослый и самостоятельный, а о сестренке надо же заботиться, и пусть это делают его родители. Он хочет отправить ее назад, но она обижается. И он весь такой растроганный гуляет с ней по парку, катает на каруселях и начинает чувствовать себя счастливым... ЧТО ЗДЕСЬ ВООБЩЕ ПРОИСХОДИТ?! На что я трачу драгоценные часы своей жизни?! На прочтение такой чуши?!
    Наверно, я просто привык к несколько иной литературе, о сильных характерах, о тяжелых испытаниях, о знаменательных событиях. Не готов психологически к тому, что можно извести около 150 страниц на такие ничтожные вещи!
    Что будет дальше с главным героем - вопрос открытый. Судя по последним его словам, история его ничему не научила и никак не изменила. Он так и остался размазней и клоуном, которому ничего не интересно в жизни, и будущее его туманно.
    А теперь немного о фактах.


    Сэлинджер работал над произведением более 9 лет.

    Не сомневаюсь, шлифовал каждое слово! Неуклюжие и путаные диалоги подростков писать невероятно сложно!
    Что касается маньяков, убийц, каких-то "бунтарей", которые каким-то образом были приобщены к этому умопомрачительному произведению, я никак не могу понять, ЧТО в этой книге могло побудить совершить хоть что-то более значимое, чем оторвать свою задницу от дивана и сходить на кухню?! В этой книге ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ ПРОИСХОДИТ ЗНАЧИМОГО! Она не вызывает никаких чувств, кроме неловкости и полного недоумения.
    Я могу сказать со всей ответственностью - любой графоман может написать что-то подобное, если ему самому не станет противно от собственного творчества, от той квинтэссенции уныния, которую он создает. Таких Холденов Колфилдов вокруг нас вагон и маленькая тележка. Невзрачные скучные и пустые люди - вы их встречаете ежедневно в общественном транспорте, в очереди в магазинах. Ну, возьмите и опишите их как можно подробнее. Может, такую книгу издадут в России и тоже обзовут шедевром.
    А теперь о том, как автор пытался сделать Холдена Колфилда чуть более интересным, чем он является.
    Утки в замерзающем пруду.
    На протяжении некоторого времени малолетний дебил (17 лет!) Холден пристает к разным людям с вопросом следующего содержания:
    - Что происходит с утками, которые плавают в пруду, когда пруд зимой замерзает? Умирают ли они или их кто-то вытаскивает оттуда?
    Вопрос, достойный его малолетней сестренки. Я устал считать, скольким людям Колфилд его задал. Конечно, вопрос вызывал у всех необъяснимое раздражение, люди не понимали, зачем вообще об этом думать?
    Зачем автору понадобился этот эпизод? А я вам сейчас раскрою секрет.
    Таким образом, автор показывает, что Холден глубоко сопереживающий, чувствующий и непохожий на других молодой человек. Вот мы, быдло, обыватели, "взрослые", не думаем об уточках, не переживаем за них, все погружены в свои скучные дела. Поэтому все его посылают, когда он задает этот вопрос. Этим мы раним его чуткую душу!
    Но если рассуждать здраво и отвергнуть сентиментальности, то это довольно дешевый прием в стиле Экзюпери или Бредберри. Такая вот попытка взять и ткнуть нас носом в довольно ничтожную тему, а потом предъявить нам лично, другим людям, обществу обвинение в том, что мы черствые и равнодушные люди.
    Но... нет. Просто нет, это не работает. Если бы Колфилд из себя что-то представлял, и его тянуло к чему-то действительно значимому, я бы проникся. А так... неуместная претенциозность, не более.
    Я вижу, какое огромное количество рецензий и оценок этот "роман" (повесть!) получил на сайте. Около 1400 рецензий! Какие-то одухотворенные девочки, переживающие период полового созревания, умудрились отыскать 2344 цитаты (на настоящий момент)!
    И какие цитаты!!!


    Вечно я говорю "очень приятно с вами познакомиться", когда мне ничуть не приятно. Но если хочешь жить с людьми, приходится говорить всякое.

    Ах, и ведь верно! И ведь никогда ж не замечали, как же гениально подметил Сэлинджер!


    В этом-то и все несчастье. Нельзя найти спокойное, тихое место - нет его на свете. Иногда подумаешь - а может, есть, но, пока ты туда доберешься, кто-нибудь прокрадется перед тобой и напишет похабщину прямо перед твоим носом

    И не говорите! Вот так читаешь книгу о трудном подростке и натыкаешься на душещипательную историю, как он шлюху снять пытался.


    • Ты что, говорить не умеешь?
    • Умею, - отвечает. - Только не хочу.

      105 лайков! Несомненно, частный случай из жизни несуществующего подростка впечатляет!



    Он ненавидел, когда его обзывали кретином. Все кретины ненавидят, когда их называют кретинами.

    ПОТРЯСАЮЩЕ!
    ........................................................................................................................
    Наверно, я абсолютное быдло, но мне бы хотелось, чтобы текст этой книги появился на рулонах туалетной бумаги. Вот так читаешь эти перлы американской художественной литературы, а потом по назначению... и на душе как-то приятнее. Единственный минус, что, наверно, попа почернеет. А чего вы так морщитесь? Начал писать в стиле Колфилда.
    Невероятная популярность этого романа абсолютно незаслуженна. Очередной "голый король" претенциозной чуши. Странно, что эту хрень никто не экранизировал. Может, какой-нибудь Звягинцев напишет сценарий и снимет, только на российские реалии? То же самое, но с Путиным, водярой, РПЦ...

    17
    2,1K