Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Люси Краун

Ирвин Шоу

  • Аватар пользователя
    Аноним22 октября 2018 г.

    Адюльтер как способ самореализации

    некоторые спойлеры могут присутствовать

    Ирвин Шоу. После романа "Богач, бедняк" наступила очередь "Люси Краун", и ощущение такое, будто в его время и писателям, и читателям понемногу становилось некогда заниматься многопоколенными семейными сагами, классическими и монументальными, вроде "Будденброков", но привычка к ним ещё оставалась, и Ирвин Шоу как раз занимался приспособлением этого жанра к ускоряющемуся течению времени. Подчёркиваю, что это больше ощущение, чем логический вывод.

    "Люси Краун" - история трёх искалеченных жизней. Банальная ситуация: "старорежимный муж и отец", не знающий ни жену свою, ни сына, относящийся к ним как к собственности, а не как к людям. Жена, превратившаяся в пустое место и жаждущая хоть как-то себя проявить, пусть даже это будет разрушением, а не созиданием. Ребёнок, внезапно открывший, что мама и папа - не идеальны, и возненавидевший их за это со всем жаром тринадцатилетия. Было бы проще, будь их проблема в произошедшей измене. Такие проблемы решаются проще и быстрее. Но рушатся все их представления о мире и о себе, и экзальтированные попытки всё исправить только усугубляют ситуацию, делая её невыносимой. Показателен эпизод, в котором Оливер размышляет, что он вообще знает о женщине, с которой прожил пятнадцать лет, и не может выдать ничего, кроме "неприхотливая" и "послушная". Эй, декораторы, у вас там огромная дыра в фасаде счастливой семейной жизни!

    Чудовищно, практически нереалистично решение, принятое четой Краунов. Бог с ним, с Тони, он ребёнок, он в постоянной ажитации по природе своей. Но им, взрослым людям, непростительно, как бы они ни страдали, как бы ни нуждались в переосмыслении своей жизни. Нельзя в процессе этого переосмысления взять и вычеркнуть ребёнка из своей жизни, и в это решение слабо верится, потому что до этого Люси показана беспредельно привязанной к сыну. Как-то слишком резко меняется вектор её поведения, и доводы автора кажутся сомнительными.

    Люси я сочувствовала, несмотря ни на что. Оливеру - нет. А вот когда речь заходила о Тони, мне становилось физически тяжело читать. Дело в том, что вообще-то я люблю истории про поехавших крышей людей. Любых: психов, маньяков, депрессивных, суицидальных, галлюцинирующих, застывших в кататонии, без разницы. И только одна разновидность нездоровых людей меня раздражает. Назовём их "травматики". Это люди, с которыми Однажды Что-то Случилось, и на этом их жизнь закончилась. Внешне они вполне благополучны, да и случившееся могло их лично вообще не касаться, но отныне и до конца своих дней они будут заняты расковыриванием своей Ужасной Травмы. Глухие ко всему, полные ненависти к себе и ко всем участникам событий, всегда с грязными длинными ногтями, которыми так удобно ковырять старые болячки. Я могу понять этих людей. Могу им сочувствовать. Но выносить их не в моих силах. И в основном поэтому роман "Люси Краун" мне не особенно понравился - всё время приходилось терпеть Тони. Кстати, он практически брат-близнец одного из персонажей романа Кизи "Порою блажь великая".

    Об умении ли прощать эта книга, или о поиске себя, или о годах, которые люди впустую тратят на создание иллюзий вместо знакомства с реальностью? Правдоподобно ли вообще поведение её персонажей? Почему моей доброты на них не хватает? Я думаю над этим.

    39
    2,2K