Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Lethal White

Robert Galbraith

  • Аватар пользователя
    Аноним21 октября 2018 г.

    Когда-то в рецензии "Афиши" на фильм "Гарри Поттер и Тайная комната" мне запомнилась одна фраза: ГП - это синтез двух более-менее главных английских жанров - романа воспитания и детектива. Добавлю от себя: и волшебной сказки, конечно, ваш Кэп. Так вот, в четвертой книге про Страйка становится окончательно ясно, что эти слова абсолютно верны и для этой работы Роулинг: минус волшебная сказка и школа плюс лондонское дно и взрослые проблемы.
    В предыдущих трех книгах тема личностных изменений главных героев шла немного по касательной. В первом романе нас с ними познакомили, во втором они стали друзьями, в третьей их дружба подверглась первому серьезному испытанию. В «Смертельной белизне» Роулинг уделяет внутреннему миру героев гораздо больше внимания, чем раньше, и мы видим то самое воспитание чувств, которое так нас всех захватило в Гарри Поттере.

    Вернёмся снова к началу серии, и вспомним, как автор противопоставляет героев друг-другу: вот Робин, у которой всё прекрасно - она молода, красива, только что переехала в Лондон и ей сделал предложение мужчина, с которым она состоит в прочных счастливых отношениях со школьной скамьи. Вот Страйк, у которого всё ровно наоборот - практически бомж, в долгах как в шелках, с растрепанной душой и разбитым лицом. Во второй книге их позиции более-менее сходятся: Страйк, вместо того, чтобы утонуть, всё-таки карабкается вверх и постепенно приводит жизнь в порядок, а у Робин начинаются проблемы из-за работы в детективном агентстве.

    В третьей книге герои меняются местами - у Робин трещит по швам помолвка, а вместе с ней и весь привычный образ жизни, на изменение которого у нее нет денег и сил, а у Страйка появляется стабильный доход, растущая уверенность в завтрашнем дне и приятные ровные отношения с красивой блондинкой. К концу книги все опять переворачивается с ног на голову: у него всё едва ли не рушится окончательно, у неё — свадьба в родном городе.

    И вот, наконец, четвёртая книга. Страйк и Робин продолжают меняться местами, но этот процесс переместился внутрь персонажей. Робин становится более похожей на Страйка: более сильной, стойкой, жесткой, способной выстоять под ударами судьбы и не сломаться, защитить себя, сказать "нет", усилием воли не сваливаться в эмоциональный штопор в критической ситуации. И в этом она молодец. А Страйк наоборот, становится более мягким, эмоциональным, эмпатичным и рефлексирующим. И в этом он тоже молодец. Более того, в этой книжке он делает ровно то же самое, за что он уволил Робин в прошлой, а именно идет на опасную авантюру, которая может угрожать как конкретному делу, так и всему бизнесу, по велению сердца, совести и прочих идеалистических вещей, мало связанных с банковским балансом и профессиональной репутацией.

    Роулинг уже не сталкивает героев друг с другом, а наоборот, отдаляет, чем побуждает их задуматься о себе и своей жизни. У Страйка, например, наконец просыпается рефлексия по поводу женщин в его жизни и отношений с ними - не только по поводу бывшей невесты Шарлотты, но и всех женщин вообще, включая его сестру и саму Робин. А она наконец-то понемногу приходит к выводу, что возможно конец отношений — это не конец жизни и не трагедия, просто люди за десять лет могут очень сильно измениться, и тот лощеный и амбициозный лондонский финансист рядом с ней уже мало чем напоминает юного регбиста из Йоркшира, в которого она когда-то влюбилась. Надо еще добавить, что начало и конец первой части романа обозначены и закольцованы двумя похожими и одновременно зеркально отражающими друг друга эмоционально насыщенными сценами.

    ДДетективная линия
    Детектив в «Смертельной белизне» не менее интересен, чем взаимоотношения главных героев. Скажу даже, что в какой-то момент он захватывает воображение настолько, что личные вопросы и недомолвки перестают волновать не только Страйка и Робин, но и читателя. Начинается он прямо-таки классически: с необычной загадки, которую приносит в офис человек, имеющий явные проблемы с психикой, что опять возвращает читателя к предыдущим книгам, и заставляет вспомнить другие образцы жанра. Жанру же Роулинг следует неукоснительно: сюжет жёстко завёрнут в композиционную единицу-книгу, имеющую завязку-загадку и развязку-разгадку, и никакая хронология, логика и надежды читателей здесь не указ.

    На этот раз Роулинг припасла для нас политику - то, чего она раньше напрямую не касалась. Теперь у нас появился уникальный шанс побывать в палате общин и познакомиться с политической кухней. А заодно подумать на такие общественно актуальные темы, как помощь инвалидам и почему люди становятся коммунистами.

    С политикой Роулинг проделывает довольно изящный финт: выставляет "плохого" тори - консерватора, шовиниста, милитариста, сторонника привилегий и вот это все - скорее жертвой, а "хорошего" вига - неприятным типом, любителем домогательств и потенциальным преступником. При этом в каком именно преступлении кто из них виновен и виновен ли на самом деле, мы не узнаем до самого конца. И в этом тоже проявляется суровый реализм: жизнь настолько перемешивает добрые намерения и злые поступки, злые намерения и поступки добрые, что очень сложно оценивать человека объективно: ни когда он жив, ни когда он уже умер. И здесь мы плавно переходим к теме жизни и смерти, которую мы подробно рассмотрим в следующей части.

    ССимволизм
    Роулинг, как филолог-классик, разумеется, символизм любит, умеет и практикует. "Гарри Поттер" для любителя символов и эмблем просто рай, их там можно найти практически везде, благо жанр позволяет. С детективом чуть сложнее, но это не помешало Роулинг в четвертой книге наконец-то развернуться на своем любимом поле.

    И конечно, первое, что кричит о символах, это название - "Смертельная белизна". Во-первых, это название гена белого окраса у лошадей, вызывающего смерть жеребёнка в скором времени после рождения. Во-вторых, разумеется, - конь блед. Темы лошадей, детей и смерти, возникая в самом начале книги, идут дальше сквозь всё повествование, продолжая нести на себе символическую нагрузку до самой развязки.

    Уффингтонская белая лошадь встречает героев на подъезде к родному городу всех участников детективной истории. Белая лошадь — атрибут кельтской богини Рианнон, наконец, «Белый конь» — поэма Честертона, на которого Роулинг ссылается в романе не единожды. Каждую главу предваряет эпиграф из пьесы Ибсена «Розмерсхольм» - где белые кони тоже вестники смерти. Наконец, невозможно не вспомнить Дика Фрэнсиса, как главного лошадника среди зубров детективного жанра. Три темы объединяет между собой картина в доме одного из центральных персонажей - на ней изображена горюющая кобыла, чей жеребенок умер от синдрома смертельной белизны.

    Роулинг не просто сравнивает участь людей и лошадей, она через животных показывает нам героев, как в притчах. Например, двое жеребцов, запертых в одном загоне - они злятся, выясняют отношения, периодически дерутся. Есть как минимум два варианта, с кем из персонажей может быть связан этот образ. Больная кобыла, которую усыпляют, потому что кто-то решил, что возиться с ней нет смысла. Паб "Белая лошадь" - символ уюта или же, наоборот, место, где расцветают пышным цветом низменные качества человеческой натуры.

    Третий, сквозной лейтмотив романа - это дети. Живые дети, мёртвые дети, больные дети, нерождённые дети, дети в опасности. Это и загадочный задушенный ребенок, о котором мы узнаем в самом начале. И умерший в утробе ребенок одной из героинь, а так же нерождённый ребенок Шарлотты и (предположительно) Страйка, его племянник Джек, оказавшийся в больнице с тяжелым перитонитом, взрослые дети клиента Страйка - любимые и не очень, законные и внебрачные, живые и погибшие. Покончившая с собой дочь еще одних героев, близнецы, которых ждёт Шарлотта, уже состоящая в браке с другим мужчиной, несчастный сумасшедший Билли, от которого Страйк впервые слушает историю о задушенном ребенке и так далее. За спиной у детей стоят их матери: любящие или не очень, безалаберные и беспечные, как мать Страйка или перфекционистки, как его сестра Люси, не готовые к материнству, как Шарлотта, или потерявшие своих детей, как Кинвара Чизуэлл. И даже Страйк (вот дерьмо! — сказал бы он сам на это две книги назад) начинает задумываться о детях.

    В целом, книга оставила впечатления, трудносравнимые со всем, что нами было прочитано недавно. Возгласы начинались с твёрдого: «Я тоже хочу так писать!» и продолжались удивлённым «Что же дальше-то будет?». И здесь я просто хочу сказать, что о потраченном на эту книгу времени просто невозможно пожалеть.

    17
    1,8K