Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Соборяне

Н. С. Лесков

  • Аватар пользователя
    Аноним19 октября 2018 г.

    Эта рецензия посвящается VannaCragfast ,
    моему любимому капитану, которая постоянно
    вдохновляет меня читать не только современную
    прозу, но классическую литературу.

    Если бы не влияние капитана нашей команды, я бы никогда не выбрала читать Лескова. Я читала «Левшу» в школе и единственное, что мне запомнилось — автор пишет невыносимо скучно. Но, похоже, каждой книге своё место и время. Прошло лет 15 с моего окончания школы, а я запоем читаю «Соборян», потом проглатываю «Левшу», перебираюсь к рассказам Лескова, влюбляюсь в «Запечатленного ангела», пытаюсь рассказать сюжет этого рассказа своей подруге, которая так и не поняла, чем меня, скептически относящуюся к христианству, привлекла история про иконы и староверов. Я сажусь перед своими собаками на корточки и произношу: «Засмейся, собачка!», мои Ночка и Фиона, не привыкшие к такому обращению, отворачивают морды, а я понимаю, что хочу читать Лескова еще и еще, потому что пришло оно - моё время для этого автора.
    Читать Лескова на самом деле грустно, я давно уже не плакала над книгой, но дочитала «Соборян» и расплакалась. Жалко всех героев, а больше всех почему-то себя. Но жалость к себе после Лескова какая-то особая, она не есть плод злобы, бессилия и обиды на жизнь, а есть чувство, похожее на тихую светлую грусть, немного окрашенную надеждой.
    Героев тоже жалко, и каждого жалко по-особому. В городе Старгороде живут, борются, страдают, печалятся и совершают другие обдуманные и не очень поступки три представителя духовенства. Они совершенно разные, как по характеру, так и внешне. В характере отца протоиерея Савелия Ефимыча Туберозова я увидела больше не духовное лицо, а эдакого вечного оппозиционера, борца с системой. Он видит упадок веры и уважения к духовенству и христианским ценностям среди местного населения, а также повальное пьянство, которому способствуют торговцы спиртным и чиновники, им покровительствующие. С этим, как он считает, злом, он борется с помощью проповеди, пытается создавать общества трезвости, чем вызывает недовольство власть имущих, поэтому постоянно гоним и даже в конце жизни отстранён от церковного служения. Даже имя этого иерея говорящее. По одной из версий «Савелий» в переводе с древнееврейского значит «тяжкий, непосильный труд». Фамилия его происходит от названия красивого белого цветка — тубероза. Это человек действия, он понимает, что вера без дел мертва есть. Туберозов женатый человек, очень близок со своей женой Натальей Николаевной, но в самой своей сути больше тяготеет к монашеству и внутреннему одиночеству.


    «Всяк, кто подальше брата видит, будет одинок промеж своих».

    Второго иерея зовут Захария Бенефактов, он тоже человек женатый, но, в отличие от бездетного Туберозова, у него много детей. Это кроткий, спокойный человек, внутрений мир которого мы, как читатели, видим не так явно, как мир отца Туберозова, показанный нам через его дневник. Но можно предположить, что кроткий отец Захария тоже может быть крепок и суров, когда дело касается вопросов чистоты и правильности веры. В конце жизни отца Туберозова отец Захария принимает последнюю исповедь своего непосредственного начальника и достаточно твердо велит ему всех простить и быть мирным, иначе он не разрешит умирающего. Отец Захария Бенефактов носит имя ветхозаветного пророка Захарии и порой ему действительно открывается будущее, например, именно он сказал, что


    «утончаются обычаи жизни и усложняются болезни».

    Третьим представителем духовенства в городе Старгороде является дьякон Ахилла. Имя его тоже откровенно говорящее. Сразу вспоминается древнегреческий герой Ахилл или Ахиллес. Это был храбрейший из героев, наделенный огромной силой и сверхчеловеческими возможностями. Мать его, морская богиня Фетида, хотела сделать своего сына бессмертным, для этого окунула его в Стикс, при этом держа за пятку. И пятка осталась единственным уязвимым местом Ахиллеса. Так и дьякон Ахилла высок ростом, силен, но как и языческие герои, он более человек душевных порывов, мало способный сам обуздывать их. Как и мифические герои древности, он стихийно близок к природе и миру животных, как ребенок он тренирует собачек смеяться и по-сыновьи привязан к отцу Туберозову, порой нуждаясь в исходящем от него подкреплении веры. Эта же привязанность окажется слабым местом, пятой Ахиллы, он будет охранять от осквернения могилу Туберозова, схватится с переодетым в черта вандалом, переохладится в студёной воде и умрет. Но кончина Туберозова повлияет и на укрепление веры и мужества Ахиллы. И можно тут вспомнить слова отца Савелия, которые считаю относящимися ко всем представителям старогородской поповки:


    Жизнь кончилась, и начинается житие.

    Кроме представителей духовенства в книге много других героев. Вижу здесь трёх главных антагонистов. Это учитель математики и сын бывшей просвирни Варнава Препотенский. В начале книги он кажется разумным человеком, критикующим религию с научной точки зрения. Но затем превращается в какого-то шута, носится со сделанным им в образовательных целях скелетом, грубо и жестоко обижает старенькую верующую мать и видится читателям глупым и смешным рядом с представителями духовенства. Также высмеивается автором политическая женщина Дарья Николаевна Бизюкина, жена акцизного чиновника. Перед столичными гостями эта женщина пытается казаться образованной, прогрессивной, но вызывает лишь критику и смех. Вспомним как она выбросила в окно свой цветок, чтобы показаться оторванной от быта и уюта женщиной, а также запачкала свои руки в земле,чтобы выглядеть эмансипированной и близкой к простому народу. А петербургский ревизор Измаил Петрович Термосесов вообще показан отъявленным негодяем, вором и шантажистом.
    Очень видно, как автор сочувствует духовенству, переживает об упадке уважения к православию в России во второй половине XXI века и считает, что


    Россия управляется милостью Божиею и глупостью народною.

    А я просто рада, что открыла для себя Лескова, хочется прочитать у него что-то еще. Я приучаю себя не бояться классической литературы и пытаюсь разрушить внутреннюю, сохранившуюся еще со школы, установку о ее скучности. И встреча с книгами Лескова сильно в этом деле помогла.

    9
    250