Рецензия на книгу
Аустерлиц
В. Г. Зебальд
Аноним19 октября 2018 г.Посвящается моей сестре Виктории, которая жалеет меня, ведь в мои 22 года я вынуждена читать не то, что я хочу, а то, что мне говорят.
Помню, как на экзамене по зарубежной литературе в вузе я честно призналась преподавателю, что не смогла осилить "Красное и чёрное" Стендаля, на что услышала вполне простой ответ: "Это не проблема Стендаля, а показатель вашей необразованности". Когда я дочитала роман Зебальда "Аустерлиц", в моей голове вновь пронеслись эти слова: да, это не проблема Зебальда, что мне не пришелся по душе его роман.
"Аустерлиц" напоминает чем-то "В поисках ученого времени" Пруста. То же потоковое, бессвязное местами и времени бессюжетное повествование. Только сейчас перед читателем не сознание повествователя, а историка Жака Аустерлица, с которым он познакомился во время своего путешествия.
Практически вся книга - это разговор рассказчика и Жака, и речь второго превалирует над первым. С потоком его сознания мы и знакомимся.
Сначала мы узнаем Аустерлица как эксперта и знатока архитектуры, видим красоту вокзалов и зданий его глазами (в пересказе безымянного повествователя). А затем мы узнаем непростую его судьбу и то, как он по крупицам собирал историю своего имени и своих родных.
Всю книгу можно было бы разделить на несколько небольших историй, которые объединяет один человек - сам Аустерлиц. Иногда истории рассказываются ещё и третьими лицами (например, нянюшка Вера рассказала Аустерлицу историю о жизни его матери, а он рассказал её повествователю). Тем самым усиливается эффект двойного отстранения и создается ощущение достоверности всего. Это же подкрепляется и появляющимися периодически черно-белыми фотографиями.
Большее значение в романе играет не только его содержание, но и форма, благодаря которой создается эффект потока сознания. Вся книга написана длинными предложениями и практически не разделена на главы. Это затрудняет чтение и отталкивает. В одном предложении на несколько страниц может сменяться несколько мыслей, и сюжетное повествование смешивается с философскими рассуждениями о жизни и смерти, о времени.
Но за всем этим можно увидеть самое главное (если вы сможете осилить это всё): как большие события (войны, катастрофы) отражаются на судьбы обычных людей:
"...
как мало мы в состоянии удержать в нашей памяти, как много всего постоянно предается забвению, с каждой угасшей жизнью, как мир самоопустошается оттого, что бесчисленное множество историй, связанных с разными местами и предметами, никогда никем не будут услышаны, записаны, рассказаны
..."И Зебальд старается сохранить крупицу этих историй, которые никогда не будут услышаны и рассказаны, но которые показывают жизнь в своей простоте.
6176