Рецензия на книгу
Прыжок в длину
Ольга Славникова
Аноним19 октября 2018 г.Рецензия на роман Ольги Славниковой « Прыжок в длину»
Роман «Прыжок в длину» - вещь довольно цельная. Московский школьник Олег Ведерников имеет удивительно дарование. Чувство легкости и баланса превращаются внутри него в «солнечную паутину». Это позволяет ему прыгать в длину, как лучшие спортсмены мира. Собственно, он и готовится на чемпионат. Пока в один прекрасный день не побивает мировой рекорд, прыгнув под колеса джипа. Так он спас маленького Женечку Караваева, выбежавшего на дорогу за мячиком. И потерял обе ноги. Волею автора главный герой будет практически растить своего «спасенца» Женечку, из коего вырастет негодяйчик (автор так и зовет его в тексте), Ведерников повторно совершит свой прыжок (уже на протезах), и спустя годы еще раз выберет между жизнью своей и негодяйчика. И произойдет это, конечно же, в тот момент, когда жизнь самого Ведерникова обрела смысл.
Весь роман – невыносимые мытарства спортсмена, чьи фантомный конечности постоянно пробуждают в нем желание прыжка. «Солнечная паутина», о которой говорит Славникова, теряет свои точки опоры, и болтается внутри героя мотком колючей проволоки. Женечка же, напротив, грузный и бесчувственный малый, обоими ногами вросший в землю.
Эти вопросы и исследует автор в своем романе. Противостояние легких, возвышенных, окрыленных идеей существ и приземленных обывателей. Моральное право спасителя на жизнь спасенного. Пробуждение жажды жизни в том, кто утратил к ней всякий вкус. Мысль о том, что роман посвящен людям с ограниченными возможностями, доходит только после того, как он уже прочитан. В мире Славниковой все герои – с ограниченными возможностями. У этого под корень срезано сочувствие и любовь, эта лишена умственных способностей, у этой напрочь ампутирована совесть и честность. Олег Ведерников, лишившийся всего лишь пары ног, в этом отношении даже выигрывает.
Тот, кто не читал Славникову, должен знать: дело это далеко не легкое. Ее язык чудовищно сложен, и так же чудовищно красив. В ее художественном мире все меньше обаятельных персонажей, красивых чувств, понятных человеческих отношений. И все же, несмотря на холодность и отстраненность автора, текст вызывает глубочайшую эмпатию. Возможно, это и есть главный профессиональный секрет Славниковой.
Проза Славниковой настолько точна в определениях, описаниях состояний, мира вообще, что автору достаточно одного абзаца на героя, чтобы читатель все про него понимал и не испытывал никаких сомнений. У этой прозы реально есть вкус, цвет и запах.
Если все эти мироощущения пропускать через себя, то читать книгу трудно. От чтения не отдыхаешь, а физически устаешь, потому как через твое сознание проходит такой калейдоскоп ощущений, что переварить его - есть работа. Но я думаю, что именно в деталях и мелочах у Славниковой зашит второй уровень смысла романа. Не тот, который на поверхности, а, возможно, главный. И заключается он в том, что внутри каждого человека живет своя правда, не совпадающая ни с чьей другой. И общего критерия просто нет.Рецензия на роман Ольги Славниковой « Прыжок в длину»
Роман «Прыжок в длину» - вещь довольно цельная. Московский школьник Олег Ведерников имеет удивительно дарование. Чувство легкости и баланса превращаются внутри него в «солнечную паутину». Это позволяет ему прыгать в длину, как лучшие спортсмены мира. Собственно, он и готовится на чемпионат. Пока в один прекрасный день не побивает мировой рекорд, прыгнув под колеса джипа. Так он спас маленького Женечку Караваева, выбежавшего на дорогу за мячиком. И потерял обе ноги. Волею автора главный герой будет практически растить своего «спасенца» Женечку, из коего вырастет негодяйчик (автор так и зовет его в тексте), Ведерников повторно совершит свой прыжок (уже на протезах), и спустя годы еще раз выберет между жизнью своей и негодяйчика. И произойдет это, конечно же, в тот момент, когда жизнь самого Ведерникова обрела смысл.
Весь роман – невыносимые мытарства спортсмена, чьи фантомный конечности постоянно пробуждают в нем желание прыжка. «Солнечная паутина», о которой говорит Славникова, теряет свои точки опоры, и болтается внутри героя мотком колючей проволоки. Женечка же, напротив, грузный и бесчувственный малый, обоими ногами вросший в землю.
Эти вопросы и исследует автор в своем романе. Противостояние легких, возвышенных, окрыленных идеей существ и приземленных обывателей. Моральное право спасителя на жизнь спасенного. Пробуждение жажды жизни в том, кто утратил к ней всякий вкус. Мысль о том, что роман посвящен людям с ограниченными возможностями, доходит только после того, как он уже прочитан. В мире Славниковой все герои – с ограниченными возможностями. У этого под корень срезано сочувствие и любовь, эта лишена умственных способностей, у этой напрочь ампутирована совесть и честность. Олег Ведерников, лишившийся всего лишь пары ног, в этом отношении даже выигрывает.
Тот, кто не читал Славникову, должен знать: дело это далеко не легкое. Ее язык чудовищно сложен, и так же чудовищно красив. В ее художественном мире все меньше обаятельных персонажей, красивых чувств, понятных человеческих отношений. И все же, несмотря на холодность и отстраненность автора, текст вызывает глубочайшую эмпатию. Возможно, это и есть главный профессиональный секрет Славниковой.
Проза Славниковой настолько точна в определениях, описаниях состояний, мира вообще, что автору достаточно одного абзаца на героя, чтобы читатель все про него понимал и не испытывал никаких сомнений. У этой прозы реально есть вкус, цвет и запах.
Если все эти мироощущения пропускать через себя, то читать книгу трудно. От чтения не отдыхаешь, а физически устаешь, потому как через твое сознание проходит такой калейдоскоп ощущений, что переварить его - есть работа. Но я думаю, что именно в деталях и мелочах у Славниковой зашит второй уровень смысла романа. Не тот, который на поверхности, а, возможно, главный. И заключается он в том, что внутри каждого человека живет своя правда, не совпадающая ни с чьей другой. И общего критерия просто нет.4648