Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Фламандская доска

Артуро Перес-Реверте

  • Аватар пользователя
    Flicker12 октября 2018 г.

    Трехуровневый роман

    Уровень 1. Картина
    Все начинается именно с нее. Картины "Игра в шахматы" на самом деле не существовало, но если бы она была, то после такой рекламы, как роман "Фламандская доска", интерес к ней явно возрос бы. Эта несуществующая работа вполне реального художника Питера ван Гюйса олицетворяет собой историческую часть книги, которой не так много, как я того боялась. Тайна, скрытая за слоем краски, завлекает читателя в игру, изображенную на холсте, а потом незаметно уходит на второй план. Однако, время от времени автор возвращает нас к созерцанию картины весьма интересным образом: оживляя ее. Этот прием меня очаровал. Действительно, при рассматривании картины иногда возникает ощущение, что она живая, что это лишь окно в другой мир. Так происходило и с Хулией, она видела жизнь людей, изображенных на полотне, видела как они двигаются, видела, что привело их к моменту запечатленному Ван Гюйсом, и видела, что произойдет потом. Это полное погружение показывает насколько тесно были связаны шахматы с судьбами персонажей на картине.

    Уровень 2. Шахматы
    Признаться, я совершенно не ожидала, что экскурс в историю этой игры будет таким интересным. Про шахматы тут можно узнать намного больше, чем про историю Европы. Сеньор Муньос, шахматист, очаровал меня своей отстраненностью и ясностью мысли. Это единственный герой романа, который был мне симпатичен от начала и до самого конца книги. Его устами Перес-Реверте поведал нам о целой шахматной философии. Скорее всего, любителям этого интеллектуального спорта все рассказанное автором известно, но мне, как человеку далекому от таких сложных игр, было в новинку все эти рассуждения о значении фигур и цветов шахмат.
    Весьма тонко автор сплетает первый и вротой уровни. Чтобы разгадать тайну картины, герои решают проиграть партию назад. Именно после этого Хулия и окунается через "Фламандскую доску" в прошлое героев, изображенных на ней. То есть шаг назад на доске словно проматывает историю героев полотна в том же направлении. После, когда игра будет проходить в привычном нам направлении, мне было сложно следить за движениями фигур только с помощью моего воображения, пусть и весьма богатого. Если учесть, что книгу я и вовсе прослушивала, то все ходы, сделанные противниками были для меня более, чем непонятны. Найти свою шахматную доску мне не удалось, так что я взяла бумажную книгу в библиотеке. Рисунки в ней помогли мне следить за разыгрываемой партией. Это оказалось вдвойне удобно, потому что я не отвлекалась на текст, а только слушала какая фигура куда перешла. Так что, если вы соберетесь почитать или послушать "Фламандскую доску" рекомендую заранее поискать у себя в закромах шахматы.

    Уровень 3. Реальность
    После того, как загадка исторических личностей, нарисованных Ван Гюйсом, разгадана, история "Фламандской доски" продолжается. Как и сказано в аннотации к книге, некоторые шахматные фигуры, в основном те, что были съедены, становятся прототипами реальных людей. Игра перестает быть чем-то абстрактным. Тут говорить что-то мне уже сложнее, не хочется ненароком намекнуть на преступника. Но хочется выразить некоторое маленькое разочарование в нем. Не было в нем того величия злого гения, на которое я рассчитывала.
    Таким образом, в романе смешаны абстракция, реальность и прошлое. И в итоге получается трехуровневый мир. Сперва мы видим на картине шахматы, потом обращаем внимание на пол нарисованной комнаты, что тоже представляет собой шахматную доску, а после становится ясно, что фигуры шахмат чуть ли не вываливаются из картины в реальным мир, увеличившись до человеческих размеров, а земля по которой мы ходим тоже разбита на черно-белые квадраты. Превосходно!

    19
    777