Рецензия на книгу
Философические письма. Апология сумасшедшего
Пётр Чаадаев
Аноним11 октября 2018 г.Любовь к отечеству рождает героев, любовь к истине создает мудрецов, благодетелей человечества. (Чаадаев в образе сумасшедшего).
Одна из первых, робких проб вкручивания народу идей про общее братство народов (прообраз эдакого Евросоюза) и всеобщей любви. И ведь надо для этого всего лишь пустяк – отказаться от своей родины, а точнее перестать любить ее и считать чем-то важным. Ведь любовь к истине, по Чаадаеву, гораздо важнее любви к родине. Тем, кто не сразу готов согласиться с этим утверждением, Чаадаев набрасывает не сопоставимые и не соизмеримые примеры, в качестве доказательств того, что Россия в качестве родины ну совсем не подходящая страна. И предлагает сравнить жизнь самоедов с лондонскими аристократами: «… самоед, любящий свои родные снега, которые сделали его близоруким, закоптелую юрту, где он, скорчившись, проводит половину своей жизни, и прогорклый олений жир, заражающий вокруг него воздух зловонием, любит свою страну, конечно, иначе, нежели английский гражданин, гордый учреждениями и высокой цивилизацией своего славного острова; и без сомнения, было бы прискорбно для нас, если бы нам все еще приходилось любить места, где мы родились, на манер самоедов». Выкопав из глубин своей натуры это «философское» утверждение, Чаадаев начинает громоздить на него другие постулаты космической глупости. «Любовь к родине разделяет народы, питает национальную ненависть и подчас одевает землю в траур; любовь к истине распространяет свет знания, создает духовные наслаждения, приближает людей к божеству» - говорит он. В доказательство Чаадаев достает из сундука истории фигуру Петра I и начинает всячески рекламировать его. Слегка перефразируя библию, философ восьми писем пишет, что «он сам пошел в страны Запада и стал там самым малым, а к нам вернулся самым великим; он преклонился пред Западом и встал нашим господином и законодателем». Великое дело Петра не смогли оценить его неблагодарные потомки – они не смогли полностью принять и объединиться с цивилизованным западом (с крышами из черепицы). Не захотел русский народ отказаться от своей религии и истории. А ведь по мнению Чаадаева не было и не могло быть у российского народа никакой истории. Было лишь искусственное сопротивление культуре Запада. Народы без истории должны смиренно искать элементов своего дальнейшего прогресса не в своей истории, не в своей памяти, а в чем-нибудь другом. Другое – это христианство, под которым Чаадаев подразумевает католичество, но не открывает карты сразу, убаюкивая читателя словами «мы все христиане». Из раза в раз Чаадаев сравнивает мягкое с плоским и елейно проповедует: «мы просто северный народ и по идеям, как и по климату, очень далеки от благоуханной долины Кашмира и священных берегов Ганга». Потому и католичество наш единственно верный пропуск к вратам запада. В качестве доказательства примитивности российской истории, Чаадаев приводит исторические труды Карамзина, которые написаны звучным слогом с целью «воскресить времена и нравы, которых уже никто у нас не помнит и не любит: таков итог наших трудов по национальной истории». Оправдываясь тем, что он любит родину так, как Петр I научил его любить ее, Чаадаев утверждает, что он не одинок в такой специфической любви. Большая часть народа прислушалась к советам Петра. Отсюда следует вывод: «если мы оказались так послушны голосу государя, звавшего нас к новой жизни, то это, очевидно, потому, что в нашем прошлом не было ничего, что́ могло бы оправдать сопротивление». Средневековая история запада – это искусство и наука, в которых воплотились мысли нового времени. История же славян зиждется на жалких попытках фанатиков раскопать «диковинки для наших музеев и библиотек», в то время как даже «наших летописцев открыли немецкие ученые».
Чаадаев стал одним из первых мнимых сумасшедших, открывших ящик Пандоры с мыслями об отказе от своей родины, религии и истории. Да и сумасшедшим его официально считали не так долго. Видимо, хотели убедиться в том, достаточно ли развращено и оглуплено тогдашнее общество, для принятия подобной философии. А несогласных отодвигали с пути новой истории любой ценой. Как, например, Пушкина посредством фиктивной дуэли...
31,3K