Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Сага о Форсайтах. Т. 3: Пробуждение. Сдается внаем

Джон Голсуорси

  • Аватар пользователя
    Аноним11 октября 2018 г.

    "Она закусила удила – заставит ли она и его сделать то же? "

    Третий том саги начинается интерлюдией «Пробуждение» и посвящена она , в основном, первым годам брака «молодого» Джолиона, как называли его в семействе, с Ирэн, детству их маленького сына Джона. Она описывает мир глазами маленького мальчика, для которого все волшебно, ярко, невероятно. Забавные происшествия (сел на шмеля!) и первое горе (смерть теленка), приключения, книги, игры:


    «Был март, и поэтому деревья особенно напоминали мачты кораблей, и для маленького Джона это была изумительная весна; от неё сильно досталось его коленкам, костюмам и терпению «Да», на которой лежала стирка и починка его платья. …Старое дерево было неисчерпаемо разнообразно, у него была грот-мачта, фокмачта и брамстеньга, а спуститься всегда можно было по реям, то есть по верёвкам от качелей. …вооружившись до зубов ружьём, пистолетами и шпагой, он всерьёз пускался в утреннее странствие, встречая по пути бесчисленные невольничьи корабли, индейцев, пиратов, медведей и леопардов».

    И все это на фоне огромной любви к своей матери и отцу, для которых он был воплощением их выстраданного счастья.


    «Через стеклянную крышу холла в Робин-Хилле лучи послеполуденного июльского солнца падали как раз на поворот широкой лестницы, и в этой полоске света стоял маленький Джон Форсайт, одетый в синий полотняный костюмчик. Волосы его светились, светились и глаза из-под нахмуренных бровей…»

    И вот третий роман саги – «Сдается внаем». Самой судьбою сойдутся дороги жизни Джона, сына Ирэн и Флер, дочери Сомса. В этом романе давнее противостояние Ирэн и Сомса достигает своего апогея в детях. И тут интересно наблюдать, как проявляются наследственные черты двух разных человеческих типов. Развитие чувства юных влюбленных происходит на глазах можно сказать всего семейства, которые все это наблюдая, не могут себе позволить открыть старую семейную тайну молодым людям. Но чем более все это скрывается, тем упорнее Флер и Джон стремятся все понять. В образе Флер соединилась расчетливость Сомса и женская страсть к управлению всеми интригами. Она на удивление владеет собой, чем поражает и отца, и тетку Джун.
    Одна из самых сильных по накалу сцен описана в главе «Закусив удила». Флер здесь полностью проявляет все свои собственнические, практически унаследованные от отца черты. Даже в выражении «Обеспечь меня за собой!» звучит призыв к обладанию ею для нее же! И в течении всей сцены объяснения Флер «давит» на Джона, используя все средства – от уговоров, убеждения, обольщения до откровенного жесткого шантажа.
    А в ответ, что она видит в Джоне? Он все время ужасается не тому, что он может в силу непреодолимых обстоятельств потерять ее, а тому, что предлагаемое ею решение может обидеть, оскорбить его родителей. Для него, выросшего в атмосфере любви и доверия, уважения недопустимо это эгоистическое стремление достичь желанного ценой боли родных ему людей.
    Даже для меня, читателя, было непостижимо, как в столь мягком, казалось, юноше родилась эта душевная сила.
    Конец меня удивил. Казалось, все должно было как-то уладится - страсти смирятся, обиды простятся, прошлое наконец будет погребено… Но, выбор был сделан, и каждый остался на своем берегу. Потому что любовь не может быть собственностью.
    Еще одна из тем всей саги – это отношения отцов и детей. В первом романе это было отражено в отношениях Джемса и Сомса, старого Джолиона и молодого Джолиона, во втором романе – это отношения молодого Джолиона и Джолли, Уинифрид и Монтегью Дарти и их сына Вэла. В третьем романе – это Сомс и его дочь Флер, Ирэн, молодой Джолион и их сын Джон.
    Окончен роман. Огромное наслаждение прекрасным языком Голсуорси, когда читая, кажется, что ты буквально живешь вместе с героями – вот неспешно идешь с Сомсом по Бэйсуотер-Род, а вот смотришь со старым Джолионом на закат, слушаешь как играет Ирэн на рояле, и сидишь под старым дубом в Робин-Хиле вместе с молодым Джолионом, наблюдаешь за «гениями» и «несчастненькими» деятельной Джун, и выбираешь мэйфлайскую кобылку с Вэлом Дарти…
    И вот очень логично и красиво оканчивается роман. После свадьбы Флер наступает финальная потеря– кончина Тимоти, последнего из старых Форсайтов. Здесь сплетается старое и новое, грустное и смешное:


    «Когда пришли обряжать этот страшный символ, Тимоти Форсайта, – последнего из чистых индивидуалистов, единственного человека на земле, который не слышал про мировую войну, – все нашли, что он выглядит изумительно: даже смерть не подействовала на его здоровую натуру….Когда Тимоти обряжали, кухарка плакала... Ох, горе горькое! …Установленные часы ожидания они посвятили чистке медной посуды и обметанию пыли, ловле последней оставшейся мыши и казни последнего таракана (чтобы все оставить в приличном виде!), и совместному обсуждению вопроса, что купить на аукционе: … волосы мистера Тимоти – золотые завитки, наклеенные на картонку и вставленные в чёрную рамку. Ох! Непременно нужно это все приобрести – но только вещи ныне так вздорожали!"

    В конце Сомс Форсайт размышляет на кладбище:


    «Долго сидел он там, вспоминая свой жизненный путь, неизменно направляемый собственническим инстинктом, и даже память о неудачах согревала его. … «Сдаётся в наём» форсайтский век, форсайтский образ жизни, когда человек был неоспоримым и бесконтрольным владельцем своей души, своих доходов и своей жены. А теперь государство посягает на его доходы, его жена сама над собой хозяйка, а кто владеет его душой – одному богу известно. Сдаётся в архив здоровая и простая вера!»

    Впечатление от саги огромно – она понравилась по многим критериям. Во-первых, это сага о семье, а точнее об огромном семействе, в которое разрослось родовое древо Форсайтов. Если в начале саги живы почти все представители пятого поколения семьи Форсайтов, детей легендарного Джолиана «Гордый Доссет» (Джолион,Тимоти, Джемс, Джон, Суизин, Роджер, Николас, Энн, Джулия, Сьюзен, Эстер), то уже во торой части все больше потерь, и роман полон жизнью молодого поколения Форсайтов (Холли и Джон Форсайт, Вэл Дарти и др.) Какая «палитра» характеров, судеб, обликов. Десять потомков, а какие они разные по внешности и характеру! Если с самого начала образ старого Джолиона вызывает симпатию, то образ Джемса вызывает жалость к его сухой худобе и смех от его вечных жалоб, что ему ничего не рассказывают. Престарелые незамужние тетушки , живущие вместе с Тимоти - Джули и Эстер, такие робкие, жалостливые, будто постаревшие девочки.
    Образы всех персонажей очень ярко, точно прописаны – их видишь (хорошо описаны внешность), слышишь, представляешь их внутреннюю суть.
    Еще одно из достоинств саги – это прекрасная панорама жизни английского общества на примере этого семейства.

    Читатель найдет здесь немало интересных тем: помолвки, свадьбы и похороны; управление капиталом в виде ценных бумаг, недвижимости и произведений искусства и суды за недвижимость, бракоразводные дела; описание платьев, головных уборов, трапез и интерьера домов, посещения театра и оперы, балов и соревнований по крикету; войны и появления автомобилей… Как написал про это все сам автор в предисловии:


    «Если крупной буржуазии, так же как и другим классам, суждено перейти в небытие, пусть она останется законсервированной на этих страницах, пусть лежит под стеклом, где на неё могут поглазеть люди, забредшие в огромный и неустроенный музей Литературы. Там она сохраняется в собственном соку, название которому – Чувство Собственности»

    С книгой невозможно расстаться, я думаю, что ее стоит перечитывать и перечитывать.

    18
    391